О ТЕАТРЕ

14 декабря 2018 — 31 января 2019

О ТЕАТРЕ

(по страницам музейного архива)

Немецкий драматург, театральный деятель, теоретик искусства, Бертольд Брехт, сказал: «Все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жить на земле». И ведь действительно, искусство передаёт не только информацию, но и рождает эмоции, чувства, настроение, т. е. те психологические категории, которые руководят и сознанием, и поведением человека. Искусство сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Фильмы советской эпохи, например, пропагандировали нравственное поведение советского человека, в них всегда зло проигрывало добру. В постсоветский период, особенно в годы перестройки наступила эра фильмов с кровавыми разборками братков, жестокостью, и т.д, и это стало одной и причин возникновения новой модели общества и новой структуре ценностей, которая увела людей от истинных просветительских и нравственных ценностей, и привела к их подмене низменными развлечениями, это служит доказательством тому, какое мощное влияние оказывает на людей вся доступная ему информация, в том числе через СМИ и искусство. Вот, пример, когда-то самые читающие в мире советские люди, перестали быть частыми гостями в библиотеках, в театрах. Конечно, это можно объяснить тем, что появились новые привлекательные современные технологии: девайсы, гаджеты, которые стали неотъемлемым признаком сегодняшнего дня, казалось бы, что любая книга стала более доступна, не надо стоять за ней в очереди в библиотеке, но, увы, из девайсов черпается зачастую информация, которая далека от воспитания лучших нравственных качеств человека, ненормативная лексика стала нормой общения в сетях, мы становимся свидетелями ошибок в речи даже дикторов телевидения на федеральных каналах. Всё это говорит о подмене истинных культурных ценностей суррогатной культурой.

Возможно, поэтому, стараясь исправить ситуацию, правительство стало именовать года: год экологии, год литературы и т. д. Вот и следующий, 2019 год, решено провозгласить годом театра.

Театральное искусство состоит из многих искусств органично вплетённых в театральное действие. Ему присущи разные жанры: мы знаем, что есть музыкальные, драматические театры, театр сатиры, театры оперы и балета, музыкальной комедии т .д. Каждый может выбрать свой театр исходя из собственных интересов. Театр, это в первую очередь источник духовного обогащения зрителя. Конечно, далеко не всем людям дано стать артистами, но свои силы в театральном искусстве может попробовать каждый желающий, в так называемых, народных театрах, т. е. в театрах, которые повсеместно раньше организовывались при домах культуры. Вот и у нас в Тымовске несколько лет существовал народный театр. Мы, тымовчане, с удовольствием посещали театральные спектакли, где артистами были наши же тымовчане. Я сама семь лет играла в Тымовском народном театре, и сейчас отлично помню то волнение, которое одолевало нас, самодеятельных актёров, в день премьеры спектакля. К сожалению, воспоминания о нашем народном театре остались лишь в архиве музея. Я разглядываю наши афиши, театральные программки, где в день премьеры мы оставляли свои автографы на ( такова была традиция нашего народного театра) и думаю о том, какая у нашего поколения была замечательная юность и молодость, мы могли реализовать свои творческие способности и амбиции. В музейном архиве не так много сохранилось свидетельств о нашем народном театре, но они, слава богу, есть, и даже можно восстановить его историю. Что сохранилось у нас в музейном архиве о тымовском народном театре? Несколько афиш, театральные программы разных спектаклей, и, конечно, фотографии, правда, любительские, не очень хорошего качества. За весь театральный период в народном театре работала пять режиссёров: В.А. Корнилина, Н.В. Слющинская, И.М. Чурсина, Т.И. Потапова. В.А. Корнилина ставила довольно серьёзные спектакли, идущие во всех союзных театрах, это спектакли А. Делендика «Вызов богам», А. Арбузова «Таня», Э. Шмитта «Если бы знать…» и др. На сцене играли: Георгий Милюк – художник пот рекламе РДК «Юбилейный», Богдан Слющинский, тогда ещё преподаватель детской музыкальной школы, сама Валентина Корнилина, учитель средней школы №1, Лидия Сорокина. После её отъезда на материк В. Корнилиной, эстафету приняла преподаватель детской музыкальной школы Н.В. Слющинская, которая училась заочно режиссуре в Хабаровском институте культуры. До своего отъезда за пределы Сахалинской области, она успела поставить довольно много спектаклей. К одному из ноябрьских праздников ею был поставлен спектакль Ольшанского «Гибель Алмазова», в спектакль влились новые участники: Сергей Учайкин, Игорь Фархутдинов, тогда первый секретарь райкома комсомола. Мне довелось в спектакле сыграть возрастную роль, но как-то странно мне было тогда представить себя старушкой, и у меня ничего не получалась, пришлось режиссёру несколько омолодить мою роль. Однако, уже к следующему спектаклю А.П. Чехова «Юбилей», где пришлось играть пожилую жену губернского секретаря Мерчуткина, я уже прилично справилась с ролью, благодаря, конечно, Наталье Викторовне. А потом Наталья Викторовна взялась за постановку спектакля М. Рощина «Спешите делать добро» и др. Совсем недолго работала режиссёром Инна Чурсина, поставившая единственный спектакль, запамятовала, как он назывался, в памяти осталось только то, как мы, актёры, лицедействовали на сцене, прочно вжившись в свои роли так, что напрочь забыли о зрителях. Спектакль имел успех, и. конечно, это было достижением в первую очередь режиссёра. А затем приехала к нам на Сахалин из г. Балашиха Московской области профессиональный режиссёр, Потапова Татьяна Ивановна. Она, кстати, стала и последним режиссёром нашего народного театра. С ней мы поставили спектакли: В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Предложение» А.П. Чехова, по мотивам рассказов В. Шукшина «Верую». Со спектаклем «Прошлым летом в Чулимске» наша театральная труппа принимала участие в фестивале народных театров Дальневосточного региона в г.Благовещенске. Очень талантливым яркими актёрами были тымовчане: Сергей Учайкин, Георгий Милюк, Л. Сорокина, Б. Слющинский, В. Данилов. Л. Оробчено и Л. Свиридова, А. Кулаков, Н. Козлова.

Но наступило время не очень хороших перемен в нашем государстве, время разрушений всего и вся, грянула перестройка. Разрушительной войной она прошлась и по нашей тымовской культуре: было ликвидировано творческое объединение кинофотоклуб «Тымь», пришёл конец и народному театру, не только взрослому, но и юношескому. Народный театр существовал в Тымовске с середины 70 годов, вплоть до 1989 года. Как говорится в пословице: «Ломать - не строить», зато многое потом невозможно восстановить. А ведь театр играет не последнюю роль в моральном становлении будущих поколений. Он является не только источником информации о мире, нашей жизни, но поводом для размышлений, для работы ума и души, благодаря театру осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению. Меняются время, а вместе с ним и люди, современный мир и высокие технологии присущие ему, заставляют прибегать к поиску более зрелищных и сложно оснащённых развлечений, не всегда, к сожалению, это бывает здорово. Я являюсь поклонницей классического театра, и не воспринимаю нынешний его авангардизм, мне кажется неудачным спектакль, если он идёт на фоне единственной декорации, например, которая к тому же совсем органично не сочетается с самим действием. Мы, люди сахалинской глубинки, совсем не избалованы театральными зрелищами, поэтому многие из нас при выезде на материк стараются обязательно посещать театры. Так совсем недавно я посмотрела в Омском театре «Галёрка», спектакль А. Вампилова «Старший сын», так как Вампилов один из моих любимых драматургов, да к тому в спектакле были задействованы знаковые актёры, я шла с полной уверенностью, что увижу некий шедевр. Но, каково же было моё разочарование, когда спектакль проходил с одной декорацией, представляющую собой какую-то недостроенную крышу. Этот спектакль не спасло даже мастерство актёрского ансамбля, разочарована была не только я, после спектакля зрители делились своими впечатлениями друг с другом, и впечатления эти были отнюдь не вдохновляющими. Объединение театральной сцены и современных ценностей далеко не всегда приводят к положительному результату, иногда со сцены звучат не очень умные фразы, исторгаемые героями и даже мат, но зрители это смотрят и даже смеются. Всё это, на мой взгляд, свидетельствует о снижении культурного уровня в обществе. Но люди тянутся к гармонии, тянутся к нравственной чистоте, поэтому в театры ходят и за этим, особенно,ф когда в спектакле заняты любимые актёры. Талантливые актёры всегда искренны с залом. Их лицедействие на сцене порой становятся откровением для зрителей, и зритель уходит, обогащённый впечатлениями, размышлениями о судьбах героев, ставит себя на место героев, а значит, думает, размышляет. Так что театр всегда будет востребован.

Заведующая научно-просветительной работой

Тымовского краеведческого музея: В.Семенкова

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций