О ВЛАДИМИРЕ БАКУЛЕ - ЧЕЛОВЕКЕ И ДРУГЕ

                   О ВЛАДИМИРЕ БАКУЛЕ - ЧЕЛОВЕКЕ  И ДРУГЕ


    Я позволю себе небольшую вольность, слегка перефразировать стихи Марины Цветаевой:  «Уж сколько их упало в эту землю, разверстую вдали, настанет день, когда и мы исчезнем с поверхности земли…», вопрос только в том,  зачем мы пришли в этот мир, что мы оставим  своим потомкам после себя?    Чем  запомнимся мы  людям  близким, родным и просто своим землякам? Конечно, немного тех, кто задаёт себе эти вопросы. Не задавал себе его,  я в этом уверена, и Владимир Ильич Бакула,  посвятивший свою жизнь нам,  тымовчанам. Он  просто жил по совести, он просто работал.
    Владимир Ильич прожил сравнительно недолгую  жизнь:  18 июля сего года мы в музее отметили его 66-летие. И вот его нет с нами. Признаюсь, эти строки  писать мне не только тяжело, но и очень больно.  Его уход ещё долго будет осознаваться мною, и ещё долго  в моём сознании будет вертеться мысль: «Почему?».
    Нас связала с Владимиром Ильичём Бакулой, а для меня просто Володей,  дружба длиной почти в 9 лет, которой название «сотворчество». Мы с ним оба коренные тымовчане. закончили  одну школу, тымовскую среднюю № 1. Конечно мы были знакомы давно, а на коротке, уже будучи  взрослыми людьми в нашем кинофотоклубе «Тымь», было такое учреждение культуры, созданное Богданом Васильевичем Слющинским в 80-х годах, когда он  занимал должность заведующего  отделом культуры райисполкома.     Кинофотоклуб «Тымь» в своё время был не просто творческим сообществом, а стал для местной интеллигенции отдушиной, куда они приходили, обсуждали  всевозможные вопросы, занимались  творчеством, в общем «тусовались», как принято  сейчас  об этом говорить. И, конечно же,  Володя не мог там не появиться, он  не мог быть вне этого сообщества.  С  детства увлекающийся фотографией,  обладая широким спектром самых разнообразных знаний,  много читающий, многим интересующий, он уже тогда, будучи совсем молодым, привлекал к себе внимание.
    Давно уже покинул Сахалин и  защитил «докторскую» Богдан Васильевич Слющинский (ныне работает  заведующим кафедрой социологии Мариупольского университета), нет фаворитов и родоначальников  кинофотоклуба Василия Корнилова и Валерия Петрова, да и сам творческий клуб местной интеллигенции в годы перестройки  перестал существовать. Время было совсем непростое, всё, казалось, встало с ног на голову, исчезали  ценности социализма, и  неокапитализм уже вызверился своим хищным ликом. Однако потихоньку народ адаптировался в новых жизненных  обстоятельствах.
    Если память мне не изменяет, то где-то в 2007 году в очередной раз пришедши в музей, Володя вдруг предложил: « А давай возродим  наш фотоклуб». «Ну, если ты его сам возглавишь, то давай», - сказала я, зная наверняка, что  он возьмётся за дело возрождения клуба и, что  это  не безынтересно, его творческой натуре, а даже   необходимо.
     Довольно быстро он собрал творческих ребят, и мне пришлось тоже подключиться, а по-другому и не могло быть, так как формирование любительского объединение предполагалось при музее.  Что особо меня порадовало, что к нам присоединился Владимир Иванович Климов  - основатель и директор детской художественной школы, который сам увлекался фотографией, но в первую очередь для нас ценным было в нём  то, что он мог объяснить  новоявленным членам фотообъединения  законы перспективы и  композиции,  значение цвета и многое  что другое. Кто знал Владимира  Ивановича и имел счастье общаться с ним, знали, что  это неординарный просвещённый во многих областях, человек, что для нашего сообщества, конечно, явилось  находкой.
    И началась работа. Решено было начать с организации фотовыставки. У многих членов возродившегося  фотоклуба  были уже приличные фотоработы, и  надо было посмотреть, на что способны ребята.
С тех самых пор,  прошло более  восьми лет.
    Многое   случалось в это период: были жаркие споры, и даже обиды, непонимание каких-то моментов, но одно было ясно, что, ни при каких обстоятельствах мы уже не сможем разорвать  этой прочной творческой связи. Мне, как директору музея, существование фотообъединения помогало  в выставочной деятельности, да и само фотообединение, являлось для музея образовательной программой. Володе   же творить было жизненно необходимо.
    Надо было видеть, как тщательно  готовился он к каждому занятию.  Обладая, несомненно, научно-творческим мышлением,  чувством ответственности, недюжинным  трудолюбием,  он старался  разнообразить занятия, сделать интересным  всё, для членов фотоклуба, что было интересно ему самому. Акценты на первых занятиях делались на технические стороны фотографии, на историю зарождения фотографии в России.  Сколько было бесед, лекций, обсуждений фоторабот,  фотоконкурсов, фотоакций, я сейчас бы  затруднилась это сосчитать. Были  и выставки межрайонные, областные и даже одна выставка прошла в  соседней стране Восходящего солнца, Японии, а на Володином счету и Всероссийские. В 2011 году  о нашем фотообъединении писал японский журнал «Фото на Сахалине»
     Как-то незаметно Володя  стал  равноправным членом  нашего музейного коллектива, ни одно наше торжество не проходило без него, стало традицией, учитывая, что он жил один, каждый его День рождения отмечать в нашем коллективе.
    Конечно, в плане творчества, зацикливаться только на фотографии, было бы неправильно. Ведь творчество  предполагает  не только совершенствование, но и развитие.
    Мне, как музейщику, хотелось  иметь в музейном архиве сведения о   известных тымовчанах. Ведь  историю творят, прежде всего, люди.
    Материально-техническая  база музея с каждым  годом укреплялась, и настал момент, когда мы смогли приобрести видеокамеру.
    Я предложила Володе создать  совместный  видеопроект о значимых людях нашего района. Предложила для начала поснимать интервью с ветеранами войны,  которые   катастрофически быстро уходили из жизни. Володя подхватил эту идею, согласился снимать. За мной оставалась организация работы проекта и   составление вопросов для интервью.
    Лиха беда начала, как говориться, мы взяли интервью у  ветеранов войны, потом появилась линия «Дети войны». Однако, мы оба понимали, что этим отрезком истории ограничиваться нельзя, надо  снимать  исторические моменты  жизни нашего района и первым в этом ряду стал фильм  к 135-летию с. Кировское.
    Конечно же, и редакция, и монтаж фильма были полностью на Володе, так как он имел образование филолога, что немаловажно, и технически подкован  в компьютерных технологиях. Наш  видеопроект разрастался и совершенствовался.  Я как-то сказала  Володе : «Понимаешь,  кажется, время летит со скоростью света, уже  вошли во взрослую жизнь поколения, которые ничего не знают о  советской системе,  о том, как мы жили, о чём мечтали, что хотели, чего добились, как  приняли новую эпоху и т.д. давай просто поснимаем тымовчан, и пусть через много лет наши потомки имеют представления обо всё этом», так появилась новая линия в нашем видеопроекте «Тымовчане».
     Смерть Дины Григорьевны Шастиной, одной из самых талантливых и замечательных педагогов района возродило к жизни проект «Нехудожественный портрет».  Готовя это проект я посетовала, что вот, мол,  опоздала, а как бы хотелось в  исторической памяти района запечатлеть портрет  Константина Ивановича Геты, но увы… Буквально недели через две  недели Володя принёс в музей свой фильм о К.И.Гете.
    Работа над видеопроектами так увлекла его, что, пожалуй, он полностью переключился с фотографии на видео.
    У моего друга был совсем не простой характер, были свои принципы, своё видение окружающего, в т. ч. и наших совместных проектов, мы спорили, обижались друг на друга, но всегда чётко понимали для чего и для кого работаем.
    Мне, не знаю, почему,  за какие  такие доблести, везёт в жизни на встречи с людьми  необыкновенно одарёнными, интересными. Одним словом,  личностями, во всех гранях понимания этого слова. Таким был для  меня и Володя.
    Внешне не окружённый каким-то ярким ореолом,  который  сразу  бросается в глаза, он был глубоким, талантливым и очень нравственным человеком. Его ранили слова, несправедливо сказанные в его адрес, но я ни разу не наблюдала, чтобы он себя защищал, вступал в перепалку, он никак не  проявлял внешне своих личных чувств, просто в глазах на мгновение застывала боль. Конечно же, как у каждого из нас у него были свои недостатки и свои достоинства,  но достоинств  всё-таки гораздо больше.     Таких, как он в народе называют штучными людьми, поэтому, когда они уходят из жизни, их ниши на земле  пустуют, замены адекватной  им  нет и почему-то всегда,  когда они уходят, невольно чувствуешь перед ними вину. Когда ушёл Володя, меня снова посетило это чувство, но, кажется, я поняла почему.  Наверное, дело всё в том, что мы используем вовсю их талант, знания, доброту, обязательность, а взамен отдаём  несоизмеримо меньше.  А он был нужен многим, пока был жив, меня  постоянно донимали звонками, по поводу номера его телефона.
    Не могу себя  обвинить в том, что я не пыталась отметить деятельность Владимира на  уровне  хотя бы местного Собрания, но, увы!
    И ещё мне подумалось, что Тымовск никогда не был той средой, где мог бы  реализоваться научно-творческий потенциал одарённых  людей,  имею полное право это утверждать, родившись здесь и прожив довольно долгую жизнь.  Таких,  как  Владимир Ильич,  не особо интересует ни вхождение во власть, ни материальные блага, иногда  о них говорят: «не от мира сего»,  не понимая того, что делают этим людям комплимент. Побольше бы таких, возможно, и  доброты в этом мире было бы гораздо больше. Володя тот пример, когда имея всё для научно-творческой деятельности реализоваться   полностью не смог, не было возможностей по вполне понятным причинам.
    Однако история  и без нашего участия оставляет в своей памяти тех, кто действительно достоин её.   А то, что Володя останется в истории Тымовского района, это бесспорно. Им создано около восьмидесяти  видеофильмов и роликов, имеющих историческую ценность, сотни фотодокументов, всё это  наследие  хранится в нашем музее, используется в работе.  И даже в случае ликвидации музея, его наследие перейдёт в фонды областного музея.  Сергей Есенин в одном из своих стихотворений написал такую фразу: «Лицом к лицу лица не увидать, большое, видится на расстоянии», и я  уверена, что последующие поколения   сумеют оценить по достоинству  вклад Владимира Ильича Бакулы в историю района, они будут изучать эту историю, в том числе и по его наследию,  бесценному дару, который  он так бескорыстно  положил на её алтарь.  


                                                                                                 Директор МБУК «Тымовский
                                                                                                 Краеведческий музей»                                                 В.Г.Семенкова
    

Все новости

Региональный каталог музейных предметов и коллекций