«А КОГДА ПРИШЛА ПОБЕДА В МАЕ…» ( К 75-летию Победы)

Публикации музея 3 февраля — 31 мая 2020

«А КОГДА ПРИШЛА ПОБЕДА В МАЕ…»

( К 75-летию Победы)

Как-то незаметно промелькнул 2019год со своими проблемами, достижениями, и вот, мы плавно шагнули во второе десятилетие 21 века. 2020 год знаменателен не сколько своей високосностью, сколько масштабным количеством юбилейных дат. Но особняком от всех исторических дат, стоит дата, 75-летия Победы нашего народа над фашисткой Германией.

К сожалению, мне удалось записать интервью всего с несколькими ветеранами Великой Отечественной войны и хотелось бы в памяти тымовчан оставить их фамилии.

Моими собеседниками стали: Сигалов Пётр Михайлович, Андросенко Леонид Павлович, Гаевский Владимир Филиппович, Казакова Мария Александровна, Широков Пётр Петрович, Чураев Алексей Константинович, Гераськин Василий Дмитриевич, Будиков Владимир Степанович, Мельникова Вера Михайловна, Звягинцев Иван Пантелеевич, Паталашко Григорий Андреевич. Они - мои современники, и мне посчастливилось услышать из первых уст их воспоминания о военном лихолетье. Как они прожили годы войны, о чём мечтали, чего хотели, ведь они были так молоды тогда, осуществились ли их мечты, - об этом мы говорили с ними, и я видела, как воспоминания о прошедшей войне будоражат их души, как временами появлялась горькая тень в их глазах. Создавалось такое впечатление, что они и сами не могли осознать до конца, как прошли тот долгий путь дорогами войны и разрушений. Далеко не все мои респонденты были завзятыми рассказчиками и сумели красочно передать всё то, что пережили во время войны, но их немудрёные рассказы о пережитом на войне всё равно передавали атмосферу тех далёких лет.

Они были молоды, и смерть была для них противоестественной, им хотелось жить, но каждый осознавал, что готов идти на смерть, но не отдать врагам ни пяди своей земли. Плечом к плечу отстаивали со своими отцами и дедами родную отчизну, совсем юные, не имевшие порой ещё своих семей. «Мы привыкли к боям, к рвущимся беспрерывно снарядам, это уже не пугало нас, как в первые годы войны, - говорили они, - мы теряли своих боевых товарищей и это было по-настоящему горько и трагично»

9 мая этого года мы не увидим их больше, с трудом поднимающихся к обелиску Победы, чтобы возложить цветы к его подножию, мы не увидим, как остановятся они возле гранитных плит с фамилиями своих воевавших земляков, и по их лицам будет видно, что они вспоминают те огненные годы лихолетья, мы больше не будем наблюдать, как год от года редеют их ряды, и всё же они будут с нами в этот особенный для всего нашего народа, день, их ряды плавно перетекли в бессмертный полк. Их дети, внуки и правнуки будут идти с фотографиями, на которых мы увидим знакомые и незнакомые нам, лица наших ветеранов. Они будут смотреть, молча на нас, со своих фотографий, и своим молчаливым участием в бессмертном полку, призывать нас, своих сегодняшних потомков, передавать трагическую историческую память будущим поколениям россиян.

«Годы прошли и опять за окном тихий вечер.

Смотрят с портретов друзья молчаливо.

В памяти нашей сегодня и вечно

Все они живы, все они живы,

Все они живы, все, все...

( Феликс Лаубе «Довоенный вальс» )

От мала до велика народ вставал на защиту своей страны, чтобы уберечь её от вражеских посягательств. Ещё живы очевидцы тех времён длиною в 75 лет.

Дети войны. Голодное, оборванное, опалённое войной детство. Да было ли это детством? Война украла у них самое беззаботное, самое лёгкое, самое тёплое время в человеческой жизни. Они выжили, а сколько загублено детских жизней, и кто знает, возможно, с ними погибли будущие нобелевские лауреаты, поэты, музыканты, учёные. Спустя много лет, после окончания войны в дневнике одного немецкого офицера нашли запись: « Мы никогда не победим русских – у них малые дети сражаются, как герои».

В нашем районе насчитывается 683 человека статуса «Дети войны» (данные 2019г.) Мне пришлось поговорить лишь с некоторыми из них, но судьбы их очень похожи. Многие выросли сиротами, так как родители погибли на войне. Мне, человеку, родившемуся в послевоенное время, и узнавшую о Великой Отечественной войне из учебников истории и художественной литературы, слушать моих респондентов статуса «Дети войны» было невмоготу. Думаю, что задача этой категория людей - как можно больше и чаще делиться своими воспоминаниями с сегодняшними детьми, так, чтобы те прониклись тем временем, чтобы в сердцах их рождалась благодарность к нашим ветеранам, чтобы они поняли, за что их пра-прадеды проливали кровь. Так, на мой взгляд, более эффективно можно добиться передачи исторической памяти из поколения в поколение. Много написано книг на эту тему, но всё же они не заменят живых рассказов, бесед с очевидцами тех далёких уже времён.

Моей собеседницей на этот раз стала Валентина Андреевна Шилова, уроженка села Кировское. Кстати в текущем году она отметит очень красивый юбилей, своё 90-летие. А в 1941 году она была школьницей, и ей едва исполнилось 10 лет, когда началась вторая мировая.

- Валентина Андреевна, каким запомнился Вам день объявления войны?

- О начале войны Мы жители села, узнали, как и все тогда. Из сельского репродуктора раздался голос Левитана, который и возвестил о начале войны. Мне было очень страшно.

Разве у Вас в то время, у 10-летиней девочки, было понятие, что такое война?

- Конечно, какое-то было, я уже знала, что война, это когда убивают людей.

Не помню точно, то ли в 1939 году, то ли в 1940 году над нашим селом случилось явление: половина неба над селом в один из вечеров стало ярко красным, и старожилы говорили тогда, что это не к добру, видать быть войне. Я запомнила это, и когда в 1941 году объявили, что началась война, я так испугалось, помня эти разговоры, что маме пришлось меня долго успокаивать.

- Вы помните ту обстановку в селе, когда Ваши земляки услышали о начале войны?

- Разве такое забудешь. Сразу же в день объявления войны стали разносить повестки о мобилизации на фронт. По соседству с нами жили совсем молодые ребята: Алёша Ильин, Рома Колтуненко, Костя Гусаров, им было по 18-19 лет всего, они ушли на фронт, и все погибли в 1941 году. А вскоре в селе остались почти одни женщины и дети, за исключением стариков, которые были непригодны к мобилизации, из более молодых оставили двух трактористов: Александра Богданова и Костю Симонова. Ведь надо было работать в колхозе, кормить и себя, и фронт. Наш колхоз тогда назывался «Советский Сахалин».

- Как выживали вы, после того, как почти все мужчины села ушли на фронт, ведь надо было убирать урожай, надо было готовиться к зиме, откуда брались силы?

-. А знаете, мы почему-то все твёрдо были уверены, что война это

не надолго, мы свято верили в нашу победу над врагом, мы и не думали, что победы придётся ждать долгих 4 года. Осенью и взрослые, и дети были отправлены на уборку урожая. Было трудно, но мы знали, что наш труд необходим, что мы должны поддерживать своих фронтовиков, мы помогали нашей армии, и в этом была не только необходимость, но и гордость, что мы участвуем своим трудом в борьбе с врагом.

- А какая атмосфера царила в школе тогда?

- В нашей школе сразу же был развёрнут военный госпиталь, нас перевели в другое помещение начальной школы более тесное, там всего одновременно могли разместиться три класса. Возникший так быстро госпиталь, охранялся военными, что сеяло в душе тревожность, и мы понимали всю серьёзность ситуации.

Мы все следили за сводками информбюро. У нас в школе висела большая карта и на ней флажками мы отмечали путь наших войск. Было горько переставлять флажки, когда в первые годы войны, нашим войскам пришлось отступать, сдавать сёла и города, но всё равно, в нас жила тогда вера, что победа будет за нами, мы были уверены, что отступления наших войск всего лишь временная мера. Зато, когда началось победное шествие наших войск, когда они отбивали наши населённые пункты, сколько было ликования при передвижении флажков на карте. Мы гордились нашими маршалами: Жуковым, Рокоссовским, Чуйковым, Крыловым, мы были горды, что у нас есть такие герои, как Виктор Талалихин, Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, ребята краснодонцы из молодёжной подпольной организации «Молодая гвардия», Зоя Космодемьянская, наши ровесники, пионеры –герои. Конечно, втайне мы все мечтали быть героями.

- А посылки фронтовикам собирали? Что отправляли на фронт?

- О, конечно! У кого была шерсть, вязали тёплые носки, варежки, а ещё посылали ткань на подворотнички, носовые платочки. Лозунг был один: «Всё для фронта, всё для победы!» Из нашего колхоза отправлялись обозы с овощами, мы были горды, тем, что кормим наших солдат.

- А сами голодали?

- Сказать, чтобы голодали, наверное, было бы неправдой. Мы выращивали овощи, картофель, ловили рыбу, собирали дикоросы. Всем, кто трудился, особого голода пережить не пришлось. Конечно, были какие-то ограничения, шла война, и было не до лакомств. Знаете, самым любимым нашим лакомством был чай с брусникой. Мы съедали за зиму до 30 вёдер брусники, а вот, сегодня стоит у нас дома пол-ведра брусники, и особой тяги к ней нет, а тогда брусника для нас была слаще конфет. Наша семья трудилась на огороде весь сезон,собирали по 120 , а т о и более, мешков картошки, часть меняли на муку, подкармливали детей сирот, соседей. Помогали друг другу, чем могли.

- Военное лихолетье сблизило ваших односельчан?

- Естественно. Мы все селом радовались успехам нашей армии, все селом оплакивали, пришедшие в дома, похоронки. Конечно, в семье не без урода. Были люди, которые занимались «стукачеством», а так как военное время было суровым временем, то попадали под суд мгновенно за не к месту сказанное слово, или за какую-то оплошность, которые, собственно, не несли агрессивного смысла. Бывало всякое.

- В год победы над фашисткой Германией Вам уже исполнилось 15 лет, как Вы и ваши односельчане встретили этот незабываемы день?

- Мы ждали победы с самых первых дней войны. и. вот, она долгожданная пришла всё равно неожиданно для нас. Мы сидели в классе на уроке, когда в класс вдруг вошёл директор школы, Закопаев, имя и отчества, к сожалению, не помню, но хорошо помню как он сказал: «Ребята, война закончилась. Я поздравляю вас с Победой. Сейчас уроки отменяются и вы вместе со взрослыми приходите на митинг». Если бы вы видели, что тут началось! Наш класс был маленьким и места мало, но мы вскочили на парты, прыгали, что-то кричали, радовались, не помня себя от счастья. А потом, возле сельского клуба собрались всё село от мала до велика на митинг. Люди ликовали, поздравляли друг друга. Но это воистину был праздник со слезами на глазах. многие наши сельчане не вернулись с войны.

-Однако, для сахалинцев война тогда ещё не закончилась, что Вы помните о битве за Сахалин и Курильские острова.

- Ну, во первых, эта война была тоже для нас неожиданной. Никто о ней не знал. Приехал к нам муж моей старшей сестры и привёз какие-то солдатские вещи, попросил сохранить их до хороших времён, что было немного странным, а ночью нас разбудил шум машин, по дороге на юг шли танки, американские машины: «студебеккеры» и «форды», и в наших сердцах опять поселилась тревога. Мы не знали чего ждать, куда едет столько техники. Всё прояснилось на следующий день, нам объявили, что началась военная операция по освобождению Сахалина и Курил от японских милитаристов. Но эта война закончилась для нас так же неожиданно, как и началась Война длилась меньше месяца, а, когда объявили об освобождении Сахалина и Курил, началось всеобщее ликование. Победа теперь было полной и безоговорочной.. Ещё помню, как в нашем селе появились военнопленный японцы.

- Какое чувство посетило Вас при прибытии в село Кировское пленных японцев?

- Во всяком случае, оно не было враждебным ни с нашей стороны, ни с их. Пленные японцы работали на ремонтах дороги, часть из них работали на известковом заводе, который находился недалеко от нашего села.

Мы беседуем с Валентиной Андреевной, и я просто физически ощущаю, как глубоко она погружается в свои воспоминания. Одно воспоминание вызывает другое, в её памяти встают всё новые и новые эпизоды тех, так далеко ушедших, лет её детства и юности. Валентина Андреевна очень интересная собеседница, историю своего села она знает не понаслышке. Мы задеваем в беседе только тему войны и Победы, но владея просто глобальной информацией по истории своего родного села, и, умеющая рассказать об этом интересно и эмоционально, она сегодня стала поистине уникальным человеком.

Постепенно мы входили в мирную жизни, и в 2020 году мы проживём с вами уже 75 лет без войны, на алтарь которой, наши люди положили самое бесценное, что у них есть, - свои ЖИЗНИ. Победа, как принято говорить, ковалась не только на фронтах, но и в тылу, где зачастую дети работали наравне со взрослыми.

Дети войны, наши маленькие солдаты, у которых война жестоко отобрала радость детского бытия, а то и жизни.

В архиве музея имеются бесценные видеокадры с интервью с детьми войны. Моими собеседниками стали: Горлова Тамара Васильевна, Шастина Дина Григорьевна, Боброва Мария Андреевна, Пастух Владимир Михайлович, Коршак Лидия Ильинична, Моисеева Нина Никитична, Коршак Лидия Ивановна, Герасимова Надежда Михайловна, Ломакина Евгения Владимировна. Мы говорили с ними о том, каким они запомнили первый день войны, что испытали во время войны и, каким запомнился им День Победы.

Война застала моих респондентов в разных местах: в Украине, Белоруссии, в Казахстане, в Нижегородской области, в Воронежской области. Все помнят тот ужас, который овладел взрослыми, когда объявили, что началась война. «Нам, детям было интересно, так как мы в основной своей массе не понимали что такое война. На наших улицах появились немецкие мотоциклисты, и мы, дети, с любопытством следили за ними, - рассказывала Мария Андреевна Боброва, которая встретила войну в одном из украинских сёл, - а потом немцы стали ходить по домам, изымать яйца, резали нашу живность на мясо, заселять наши дома». Владимир Михайлович Пастух вспоминал, как в июле 1941 года в село вошли немцы, и выжгли всё село дотла. Говорил, что 72-х советских солдат похоронили жители села в силосной яме, которая стала им братской могилой. Говорил и о том, что до сих пор не может забыть своё голодное детство, питались каким-то подножием кормом, всё, что могли собрать на полях, да в ближайшем лесу. Дина Григорьевна Шастина вспоминала, в какой спешке они покидали Минск, как ехали, в основном, в ночное время, так как береглись от воздушных бомбёжек. Из квартиры, собственно, ничего не успели взять, как были в лёгкой летней обуви и одежде, в том и приехали в саратовскую область. Было очень тяжело выжить где-то года полтора, вспоминает она, но люди приняли их хорошо, поделились, кто, чем может, а потом у них появился и свой небольшой огородик. В общем, выживали, кто как мог. Все дети запомнили бомбёжки, голод. А ещё все запомнили чувство уверенности в том, что обязательно наши солдаты победят, прогонят врага с родной земли. Отец Лидии Ильиничны Коршак погиб на фронте, похоронку в 1943 году принесли в дом и Ломакиной Евгении Владимировны. Даже после окончания войны тяжело жилось многострадальным детям, пережившим войну. Надо было учиться, а ходить в школу было не в чем. Владимир Михайлович Пастух вспоминал, что до самых заморозков в школу бегал босиком. Для всех детей той поры самым лучшим лакомством был хлеб. Тамара Васильевна Горлова, которую война застала у бабушки в гостях, в Алма-Ате, вспоминала, как бабушка делила хлеб на всех своих внучат. «Я всегда думала, что, как бабушка даст мне положенный кусочек хлеба, я буду его смаковать, но он исчезал тотчас же, даже не успевала понять, как я его съедала».

Они быстро взрослели, эти дети войны, у них не было времени задержаться в детстве. На Сахалин попали кто после окончания учебного заведения, кто приехал с родителями, чтобы избежать голодной участи. Страна была разорена. Надо было восстанавливать хозяйство, кормить людей. На Сахалине люди не страдали от голода: водилась рыба, разводили скот, засаживали огороды овощами, да и сахалинская тайга изобиловали дикоросами и зверями. Не в пример разорённой войной материковой части страны, на острове можно было жить довольно сытно, говорили мои респонденты. День Победы они запомнили одинаково: было всеобщее народное ликование, все обнимались. «Мы верили в Победу, - утверждали они, - у нас не было никакого сомнения, что этот день придёт»

А, когда пришла Победа в мае,

ко всеобщей радости и плачу, -

все пластинки, заглушив трамваи,

коммунально взвыли «Кукарачу».

Взмыли в небо каски и береты.

За столами места всем хватило.

Вся страна сдвигала табуреты,

будто коммунальная квартира.

Писал Евгений Евтушенко в стихотворении «Коммунальная квартира», ребёнком переживший военное лихолетье.

Пусть не бывает вечной человеческой жизни на земле, уйдёт постепенно наше поколение, уйдут затем и следующие, но память о войне должна быть вечной. Я мечтаю о том, чтобы в учебники истории как можно больше было вписано трагических и одновременно великих победных страниц периода второй мировой войны, потому, что нельзя забывать всех ужасов Великой Отечественной войны и что пережил наш народ. Забыть - это значит предать настоящее и прошлое.

Нельзя забыть подвиг солдата, смело идущего навстречу смерти, подвиг тружеников тыла, работавших днями и ночами и в поле, и у станков, подвиг детей, которые наравне со взрослыми трудились, забросив детские игры. Горе и ужас войны, когда-то сделал наше общество монолитным, и именно этой монолитностью Победа была обеспечена.

В. Семенкова

Заведующая отделом

научно-просветительной работой музея

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций