Айны –«народ сей почитаю лучшим…»

Выставки 2 декабря — 31 декабря 2019

Айны – кто они? Этот вопрос задавал себе каждый из европейцев, кто сталкивался с этим народом, открывая и осваивая просторы Восточной Азии, начиная с 16 века. Их называли «волосатыми людьми», «бородачами Тихого океана», «мохнатым народом» «потомками одного из колен израилевых». Тысячелетиями они занимали огромные пространства Дальнего Востока – Приамурье, Приморье, Сахалин, Японские и Курильские острова, а также юг Камчатки. Следы их найдены и в Сибири, откуда они ещё в эпоху древнекаменного века – палеолита – пришли на наши острова.

Народ этот тихий, кроткий, добрый, богобоязненный… Вот как описывает айнов первый русский кругосветный мореплаватель И.Ф.Крузенштерн: «Ни громкого разговора, ни неумеренного смеха, а ещё менее спора не приметили мы вовсе… Скромность их чрезвычайна; они никогда ничего не требуют и не просят, даже и даваемое им принимают сумняся, действительно ли это для них назначено… Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудило во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые мне известны».

Именно доброта и кротость айнов и тот факт, что «Айну Мосири» - «земля айнов», по крайней мере на протяжении последнего тысячелетия, была ареной территориальных притязаний и захватнических войн соседних народов, сначала монголов и японцев, затем русских. Последние два века они находились между молотом и наковальней – их земли переходили то к России, то к Японии. Политические и территориальные амбиции двух великих стран отражались на судьбе уникального коренного народа.

В 1945 году «отец народов» Иосиф Виссарионович Сталин, которого можно по праву считать основателем островной Сахалинской области, планировал создание Айнской республики. Вполне возможно, что в её состав, по замыслам вождя помимо Восточного Хоккайдо должны были войти и Сахалин с Курилами, но союзники-американцы помещали реализации этого проекта. Будь он реализован, ни мы, ни японцы, не знали бы «проблемы северных территорий», а много веков притесняемые соседними народами айны, могли бы обрести свою государственность на своих исконных землях.

Современные, так называемые «этнографические айны» жили на Сахалине с 13 века до начала 1950-х годов. В конце 1940-х годов вместе с японским населением Сахалина и Курил проходила и репатриация айнов, как подданных Японии. Однако около 100 айнов осталось на Сахалине и теперь их потомки живут как на наших островах, так и на других территориях бывшего Советского Союза. Кроме того, на Сахалине живут многие представители коренных народов – нивхов, ороков, нанайцев и ульчей, а также корейцев, японцев, русских и даже поляков, которые являются потомками айнов, появившимися на свет в результате смешанных межнациональных браков айнов с соседними народами. Их точное количество определить сложно, но по некоторым подсчётам их численность может достигать 2-х тысяч человек. Многие из них считают себя айнами. Однако айны долгое время являлись не признанной в России нацией, в советское время даже 20 лет существовал запрет на публикации об айнах в СССР. Японское правительство официально признало айнов лишь в 2008 году. Лидер камчатских айнов Алексей Накамура не раз обращался и к Президенту России и к губернатору Камчатки о признании айнов, но лишь 11 декабря 2018 года после обращения к Президенту России председателя Совета по правам человека Андрея Бабушкина Владимир Путин согласился признать айнов коренным малочисленным народом России. «Большие народы должны защищать народы малые» - эта фраза правозащитника А.В.Бабушкина через интернет облетела весь мир.

Инна Щетинина

Айны с древнейших времён жили на Сахалине, в том числе и на территории Тымовского района. 3 декабря в Тымовском музее состоялось учредительное собрание Айнского центра. Это общественная организация при музее, которая будет заниматься изучением и сохранением богатейшего наследия айнов. В выставочном зале музея развёрнута выставка, экспонатами которой по праву мог бы гордиться любой музей. Они сделаны руками талантливой мастерицы Инны Викторовны Щетининой, которая считает себя потомком древних айнов. Чарующие завитки айнских орнаментов на вышивках Инны Щетининой завораживают и, как будто скрывают от нас глубокий философский смысл, в котором заключена вся «любовь и радость Бытия». Инна прекрасно владеет техникой национальной айнской вышивки. Глубокий интерес к айнской культуре у неё сохранился, видимо, на генетическом уровне, хотя среди её предков есть и кочевники - джунгары, и сибирские казаки, и, конечно, русские. Она закончила Петербургский колледж декоративно-прикладного искусства, училась в Институте технологии и дизайна, много путешествовала по миру – посетила Марокко, Испанию, Италию, Финляндию, Швецию, Киргизию, Францию, Украину, Узбекистан, Латвию, в настоящее время живёт в Казахстане, где нам и довелось познакомиться с художницей. Инна глубоко интересуется культурой и искусством айнов, пытается вникнуть в самую суть того, что скрывают завитки великолепных и красочных узоров, переносит древние узоры на современные изделия, например, простые хозяйственные сумочки. Так древнее искусство одного из древнейших народов Азии возрождается, обретает вторую жизнь и живёт, полное ещё не зримых семян, которые дадут новые всходы творчества, новые ростки красоты.

Выставка Инны Щетининой – это первая выставка художницы на Сахалине, а великолепная коллекция её айнских вышивок – это, пожалуй, единственная коллекция айнской вышивки в музеях России, ведь очень немногие музеи нашей страны могут похвастаться своими айнскими коллекциями.

На выставке можно увидеть и деревянную скульптуру айнов Хоккайдо, а также некоторые айнские предметы, найденные во время археологических исследований. Теперь мы можем констатировать, что начало изучению и сохранению айнской культуры в Тымовском музее положено.

На выставке имеется и флаг айнов, вышитый Инной Щетининой – красная стрела летящая над белым снегом на фоне голубого айнского неба. Это символизирует самосознание и культуру айнов, которые никогда не должны умереть. И девиз айнов, который гласит:

Душу–Богу

Жизнь – Отчизне

Честь - Никому

Пусть Господь хранит всех айнов, и все народы мира пусть всегда пребывают в Любви, Радости и Красоте…

С.Горбунов – старший научный сотрудник

Тымовского музея

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций