"Слово об учителе"

Публикации музея 14 октября — 10 ноября 2019

Накануне Дня учителя я попросила учителей Тымовский средней школы № 3 провести конкурс сочинений среди учащихся 4х-10-х классов о важности учительской профессии, о своих любимых учителях, так как в архиве музея захотелось оставить сегодняшние детские впечатления об их периоде учёбы. Через много лет им будет и самим интересно прочитать свои сочинения о том, что они когда-то думали о важности педагогической профессии, и вспомнить всех тех учителей, которых любили в школе. Система жизни совершенствуется, меняются приоритеты, меняется и образование, и отношение к учёбе, к учителю. Совсем недавно, кажется, мы ученики выпускных классов, сидели пред экзаменующей нас комиссией и сдавали экзамены, нам задавали наводящие вопросы, если видели, что где-то запутались от волнения. Ученик и учитель сидели друг напротив друга, и беседовали. Сегодня экзамены заменены ЕГЭ. Хорошо это или плохо, к однозначному мнению прийти трудно, есть свои плюсы и свои минусы и в прошлой системе обучения и в нынешней. Однако все без исключения педагоги, с коими приходилось общаться мне, утверждали, что школьное образование значительно снизило свой уровень, да и у самих учителей остаётся невероятно мало времени пообщаться со своими питомцами из-за засилья всяческими нужными и ненужными бумагами, которые приходится писать учителю в ущерб общению с детьми. Об этом казусе пишется много, вещается по телевидению, в том числе и в сети интернет, но, как говорится: «А воз и ныне и там». Уходит старое поколение учителей, на смену приходит новое, уже с другими установками и, думаю, несколько другим пониманием своей профессии. Однако главная задача у общеобразовательных школ остаётся всё та же: совместно с родителями дать подрастающему поколению путёвку в их будущую большую жизнь.

По итогам конкурсного сочинения оргкомитет определил 9 дипломантов. Я приведу лишь некоторые выдержки из сочинений ребят. Вот, что пишет Старастенко Валентин, ученик 5-го класса: «»Именно в школе мы учимся писать, читать, заводим первых настоящих друзей… учимся строить отношения с другими людьми, учимся выражать свои мысли», кроме того, ребята писали в сочинениях и о своих любимых учителях. Металиченко Андрей написал тёплые слова в адрес Ермолиной Елены Николаевны, учителя русского языка и литературы, Белоусова Николая Ивановича. учителя технологии, Юрченко Надежы Владимировны, учителя химии, Ольги Юрьевны Бабей, учителя истории и завуча школы. Косоверова Кристина, ученица 6-го класса, написала: «Наша школа небольшая¸ и учителей в ней работает не так уж и много, но каждый из них индивидуален…Надежда Ивановна Цибулина учит нас русскому языку, красиво и правильно говорить, Ольга Николаевна Мишина, учитель математики, учит нас решать сложные задачи, Юлия Владимировна Фёдорова учит общаться на английском языке, а Зоя Владимировна Яремчук учит наших девочек вести домашнее хозяйство Учителя нашей школы очень отзывчивые, всегда могут помочь в трудную минуту…Я очень горжусь нашими учителями». «Это самый лучший учитель в мире» пишет Студентова Вика, ученица 8-го класса об Екатерине Николаевне Кирпичниковой. Сударенко Яна (6-й класс) написала: «Наша школа – это не только оснащённые классы, светлые, украшенные цветами коридоры, а главное- творческий, умный, любящий детей и свою работу, коллектив учителей». И ведь действительно наша школа № 3 обладает какой-то удивительно уютной обстановкой. В своё время мне пришлось преподавать в этой школе, и уже тогда я полюбила её за этот душевный уют. Возможно, школы и не должны быть большими, чтобы каждый ученик был на виду, и тогда легче объединять детей в единый коллектив. Педагогическая система Антона Семёновича Макаренко никогда не устареет, если мы хотим видеть в будущем нравственных людей. Кроме любви и признания своим учителям, учащиеся писали и о важности профессии учителя. В этом плане интересны рассуждения Семёна Бодрина, ученика 10 класса. «Всё-таки учитель –это больше призвание. чем профессия…Учитель закладывает фундамент нашей жизни». А вот, что пишет ученица 9 класса, Горбачёва Таня: «В наше время учитель одна из самых нужных, но в, то, же время очень сложных профессий. Я думаю, что учитель должен быть умным, добрым и строгим, открытым и понимающим». Конечно, очень понятно какими учителями хотят видеть своих педагогов школьники. Однако, мало, кто из них хочет в будущем связать свою жизнь с профессией учитель. Почему? Я знаю много примеров, когда закончив педагогический ВУЗ, выпускники не идут работать в школу. Конечно, в этих случаях можно кивать на большие нервные затраты, которые свойственны людям нашей профессии и совсем небольшие заработные платы, если ты ещё только пришёл в школу и у тебя нет подобающего стажа работы, а поэтому зарплата молодого учителя невелика. Но, как мне кажется, есть ещё одни немаловажный аспект, который влияет на выбор педагогической профессии. Если раньше педагог был непререкаемым авторитетом, то теперь у него отобрали и права, и авторитет, правда, надо отметить, что от личности учителя во многом зависит и его авторитет. Как говорят сами учителя, прав больше стало у детей и их родителей. Да, бывают такие ситуации, когда ученика надо спасать от учительского произвола, но всё чаще и чаще возникает совсем друга ситуация, когда хороший учитель вынужден покинуть стены школы уже из-за родительского произвола. Разве когда-нибудь раньше мы слышали о том, что в такой-то школе ученик убил учителя, а в такой-то организовал его избиение? Что же всё-таки происходит с нашей системой образования? Мне кажется, что на этот вопрос со множеством вариантов могут ответить более компетентные опытные учителя, но есть ли кому их слушать?

7 октября в выставочном зале музея собралось не мене 60- человек на мероприятие «Они всегда с нами». Мероприятие было приурочено к празднику «День учителя», и посвящено нашим учителям, уже покинувших земной мир. Редко, кто из тымовчани не знает Гету Константина Ивановича, Шастину Дину Григорьевну, Белых Тамару Сергеевну, Бакулу Владимира Ильича и многих других учителей, которые до конца своей жизни отдавали тепло своих сердец детям. Наш музей накапливает материалы об истории образования в Тымовском районе. И в этот раз мы предложили посмотреть своим посетителям два видеофильма: «Гета Константин Иванович» и «Шастина Дина Григорьевна». Авторство первого фильма принадлежит целиком и полностью Владимиру Ильичу Бакуле. Фильм он сделал уже после смерти Константина Ивановича. Зато в случае с Диной Григорьевной Шастиной нами было представлено её прижизненное интервью. Кроме того, мы сделали небольшую выставку фотографий учителей, которые уже вошли в фонд нашего Тымовского краеведения.

Хотелось бы, чтобы в школах были уголки, посвящённые памяти учителей, которые работали в этих школах и были их гордостью. Память о них должна сохранятся не только в музее, но и передаваться молодому поколению учителей, а главное, не предавать забвению их профессиональный педагогический опыт, который никогда не устареет, как не устаревают педагогические труды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского и других великих педагогов. Их труды до сих пор являются основой педагогической науки.

Я знаю, что в некоторых школах ведётся историческая летопись о самых главных жизненных моментах школы, но хотелось бы, чтобы такие летописи были доступны всем учителям и учащимся, чтобы коллективы школ никогда сами не забывали бы о своих коллегах и, чтобы каждый праздник «День учителя» начинался бы с почитания памяти об ушедших коллегах. Поколения сменяют поколения, и лишь память, которую мы передаём своим потомкам, может быть вечной.

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций