ШКОЛА, ЭТО МАГНИТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Публикации музея 1 октября — 31 октября 2019

ШКОЛА, ЭТО МАГНИТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

5 октября наша страна отмечает День учителя. Я чту этот день и своим праздником, так как почти 25 лет отдано образованию. Тем интереснее мне было брать интервью у своей бывшей коллеги, Тамары Петровны Шилгачёвой, учителя русского языка и литературы Тымовской средней школы № 3. Говорят, что бывших учителей не бывает, и хотя судьба определила более долгий срок моей работы на ниве культуры, я не могу не думать об изменениях в образовании, которые произошли, да и происходят сегодня по сравнению с тем далёким уже периодом мой работы на ниве просвещения. Тамара Петровна Шилгачёва более 50-лет посвятила школе. Интересно и то, что её работа от начала и до конца была связана с тымовским школами. В этом году Тымовская школа № 3 провожает Тамару Петровну, не боюсь показаться банальной, на заслуженный отдых, так она решила сама. И хотя, конечно, в мудрости и профессионализме ей не откажешь, и здоровье вроде позволяет ещё трудиться, но не хочет Тамара Петровна переходить молодым учителям дорогу: часов мало, сократили три класса, а молодым надо воспитывать своих детей, ставить их на ноги, а, следовательно, надо работать. Биография Тамары Петровны ничем особым не отличается от биографии всех детей войны. Родилась в с. Кировское в военном госпитале, где мама работа сестрой хозяйкой, а папа был военным, офицером, командир дивизиона «катюш»и сражался на фронте, так что маме пришлось нелегко выхаживать в одиночку свою дочь. Время было непростое, недаром сегодня нашим государством для людей, родившихся в лихие военные годы определён статус « дети войны». В школу Тамара отправилась в 1950 году в с. Палево. Надо отметить что в школу в отличие от других первоклашек, она пришла уже подготовленной: умела читать и писать. Читала много и с удовольствием, буквально погружаясь в книжный мир. Всегда была первой ученицей в классе. Одинаково легко давались ей и гуманитарные, и точные предметы. На протяжении школьной учёбы всегда была гордостью школы, и этот её статус не менялся в какой бы школе тымовской долины она не обучалась. А школ пришлось сменить много, время было трудное и семья часто переезжала из села в село. Однако 10-й класс Тамара заканчивал в вечерней школе г. Южно_Сахалинска. Что и говорить, девушка она была с характером, решила сразу приобрести и аттестат о среднем образовании и профессию.

-Тамара Петровна, профессия учителя была вашей мечтой?

-Отнюдь, даже и в голове не держала, что стану учителем. Ведь все предметы давались легко. Поначалу хотела быть даже строителем и геологом. Скорее всего путёвку к учительству мне дала директор Палевской школы, Черкасова Александра Ивановна. Она усмотрела у меня организаторские способности (а я и на самом деле была заводилой многих школьных дел), и всё время говорила мне, что из меня выйдет хороший учитель. что я рождена для этой работы. Вот, наверное, с её лёгкой руки и была определена моя вся дальнейшая судьба После окончания Южно-Сахалинской вечерней школы, которая была открыта на базе торгового училища, поступила в г. Александровск Сахалинском в педкласс, закончила хорошо и была направлена в школу с. Нижний Армудан учителем начальных классов. Так и началась моя учительская эпопея. В 1963 году Гета Константин Иванович был направлен директором в Славскую школу, пригласил меня туда учителем, там открылась 7-летняя школа, но уже в 1964 году приехала работать в Тымоваскую 8-летнюю школу. А в 1970 году работал уже в Тымовской средней школе № 3. И вот в этом году собираюсь окончательно выйти на пенсию.

-Знаю, что помимо уроков и классного руководства Вы проводили с учениками различные литературные мероприятия, кружки русского языка, а чем ещё была заполнена Ваша школьная жизнь?

-Вела различные кружки для учащихся, более 30 лет возглавляла в районе методическое объединение учителей русского языка и литературы. Так что школьная жизнь всегда была заполнена до основания интересной работой.

- Вы работали в советской школе и в постсоветской, в чём проявляется разница, если она есть?

- Разница, конечно, есть и большая. Ведь изменилась сама система обучения, а когда меняется система. происходят кардинальные изменения. Изменись принципы обучения. Сейчас приходится просто натаскивать учеников на сдачу ЕГЭ, раньше больше времени уделялось их грамотности, вместе с учениками готовили к урокам дидактический материал, нашим лозунгом был «Повторение-мать ученья». Грамотность была в большем приоритете. Да и сама система обучения обязывала больше читать. Что же мы видим сейчас? Дети почти перестали читать, грамотность снизилась, сокращены уроки русского языка и литературы. Конечно, наука не стоит на месте, появились новые технологи, которые, собственно ничего особенного для развития начитанности и грамотности школьников не дали, потому что используются зачастую не по назначению мне всегда казалось, что новые современные технологии нуждаются, чтобы их ставили на практический уровень, т. е. использовать новое с большим коэффициентом полезности для школьников. Наука не стоит на месте, впереди более современные технологии нежели сейчас, но надо, чтобы они служили человеку, а не человек им. Изменилась не только система обучения, но и воспитания. Эти два неразрывных процесса собственно искусственно разорвали. Смотрите, раньше в школе были пионерская, комсомольская организации, которые являлись мощным фактором воспитания нравственных качеств детей, подростков. Трудовому воспитанию, нравственному, патриотическому всегда уделялось максимальное внимание. Каждый выпускник был твёрдо уверен, что получив образование, должен использовать его на благо страны. Сейчас эту идею заменили деньги, они стали приоритетным для общества, не считаю, что это хорошо для человека, и в целом, для нашего государства.

- Я соглашаюсь с Тамарой Петровной, так как и сама вижу, что приобретать нынче рабочую профессию не престижно. Сегодня не в спросе сельскохозяйственный труд, а ведь когда-то наша долина славилась именно им. Всё это я выяснила ранее в разговоре со школьниками. Все они без исключения видят себя чиновниками.

- Как Вы считаете, почему ребята утрачивают интерес к учёбе, пусть и не все, но много таких, которые посещают школу с большой неохотой.

- Раньше учёба была необходимостью для дальнейшего приобретения профессионального образования, чтобы потом работать, содержать семьи и т.д. Сегодня практически у детей всё есть, они сыты, хорошо одеты, за плату можно поступить в любой ВУЗ, особенно не заморачиваясь знаниями. Я уже говорила, что изменилась система, а это уже серьёзно. Какое поколение нужно нашему государству, что они хотят от этого поколения, в этом есть, на мой взгляд, большой вопрос. Ведь видно сегодня, что многое, что внедряется в систему образования пришло с Запада, и это чуждо нашему российскому менталитету, отсутствует органичность в таком сочетании.

- Вы много лет проработали в школе, не секрет, что у учителя есть в классе свои любимчики и дети об этом знают, правильно ли это?

- Конечно есть любимчики, сердцу ведь не прикажешь, но это должно оставаться в сердце учителя, на практике же ко всем детям должны быть одинаковые требования, дети обязательно должны верить в справедливость учителя, тогда в классе буде лад.

- Было ли в Вашей учительской жизни ошибки, о которых Вы сожалеете? .

- Были. Ведь мы, учителя тоже люди, со своими достоинствами и недостатками. Ну, вот, например, одна из моих ошибок, когда я хотела выставить из класса ученика, который намерено мешал учебному процессу. До сих пор стыдно вспоминать, ведь в результате ребёнок пропустил урок, да и потом подумала, что предпринятые мною действия были неправильны, конечно существуют другие методы, которые бы заставили ученика работать на уроке и никому не мешать.

- Я знаю, что некоторые учителя отправляют зарвавшихся учеников к директору, или завучу? Как Вы лично относитесь к этому?

- Такими действиями учитель расписывается в своём бессилии перед учеником. Надо избегать таких методов воспитания. Сегодня, надо отметить, что у детей и их родителей больше прав, чем у учителя, причём это доходит иногда до абсурда. Конечно, я считаю это неправильным.

- А как Вы относитесь к тому, что некоторые ученики стараются проявить свою индивидуальность, отстаивают своё право на собственное мнение?

- Очень положительно. У меня бывали такие примеры, когда ученик не соглашался с мнением и моим, и критиков по какому-нибудь литературному герою. Единственное, что я требовала в этих случаях, грамотную аргументацию, и иногда мне приходилось соглашаться с точкой зрения ученика, а иногда мои аргументы помогали убедить его в обратном. Я считаю, что это живая работа, она и должна такой быть. Здесь как раз и происходит формирование самостоятельности мировоззрения, что необходимо каждому человеку. Ученик учиться рассуждать, пробуждается необходимость читать литературу. Так что я принимаю любую точку зрения своих воспитанников.

- Вы, наверное, заметили, что дети перестали читать?

- Конечно.Сейчас у них, как им кажется, нет в этом необходимости. Включили компьютер, посмотрели фильм,и решают, что произведение знают, зачем читать,т.е. превалируют поверхностные знания. Поэтому наша учительская задача в связи с данными обстоятельствами усложнилась, я, ка учитель, должна доказать, что книга гораздо интереснее, чем фильм, что режиссёр авторское произведение видит со своей колокольни, и зачастую вносит в фильм какие-то свои соображения.

- Спасибо, что Вы поделились историческим важным материалом с нашим музеем. Я имею ввиду Ваши материалы о герое Великой Отечественной войны, герое Сахалина и Курил, Шутове Петре Ивановиче. А как Вам удалось подружиться с таким легендарным человеком?

-Пётр Иванович приезжал к нам в Тымовск, собственно тогда мы со своим классом и познакомились с ним, попросили у него разрешения переписываться. Переписывались на протяжении нескольких лет, пока он был жив. Мы с классом даже были у него в гостях, ездили на каникулах в Москву. Впечатлений у ребят было много. Кстати,ребята этого класса дружат до сих пор, хотя это вполне сложившиеся зрелые люди. Но именно переписка с человеком легендой, совместная поездка, сдружила их на долгие годы. Много хороших дел было связано именно с именем Петра Ивановича Шутова. Наш класс, пионерский отряд, отстаивал право носить имя Героя Советского Союза, Шутова Петра Ивановича, а это ведь один из действенных путей патриотического воспитания.

- О чём бы Вы попросили написать учеников Вашего класса в начале года, чтобы лучше их узнать?

- Я бы попросила их ответить письменно на один единственный вопрос: «С кем бы ты хотел сидеть за партой?

-Прямо скажем, неожиданно. Почему именно этот вопрос помог бы Вам лучше узнать учеников?

- Во первых я бы узнала, кто с кем дружит, со временем бы поняла, как влияет эта дружба положительно, или отрицательно, и даже, кто лидирует в классе. Это всё важно для учителя, чтобы впоследствии правильно формировать коллектив.

- Что бы Вы хотели, чтобы помнили Ваши ученики после окончания школы?

- Чтобы помнили свою школу, не забывали бы своих учителей.

- Какую книгу Вы читаете сегодня?

- У меня на столе Ридер Дайджест, это издательство, которое издаёт серию романов зарубежных писателей.

- А из наших классиков кого Вы предпочитаете?

-Достоевского. Для меня он очень глубокий писатель, он пишет ту правду в которой люди далеко не все могут признаться сами себе. Он, конечно, хороший психолог.

- Тамара Петровна, чтобы Вы пожелали в преддверии праздника Дня учителя своим коллегам?

- Терпения, здоровья, любви, не изменять своей такой нужной профессии.

- Спасибо, что согласились на это интервью. Скажите, даже выйдя на пенсию окончательно, Вы будете приходить в школу?

- Конечно. Школа, это магнит для учителя. В случае необходимости буду замещать учителей русского языка и литературы. Школа для учителя это навсегда.

Разговаривать с Тамарой Петровной легко и, что для меня особенно важно, интересно. Так всегда бывает, когда человек эрудирован, обладает собственным мнением по любому вопросу.К тому же она человек творческий Придумывала не только интересные уроки для ребят: уроки-состязания, КВН-ы, викторины, деловые игры, уроки-конференции, уроки-суды и т.д. но и для учителей создала поурочную картотеку по русскому языку и литературе с 5-го по 10-й классы, никогда не отказывала в помощи молодым учителям, щедро делилась опытом с коллегами. А опыт был не только, как у учителя со большим стажем работы, а как у творческого педагога. Например, чтобы дети запоминали большое количество правил в русском языке, разработала систему словарной работы. Её опыт работы был обобщён для учителей области по теме « Система словарной работы- эффективное средство формирования орфографической зоркости у учащихся средней общеобразовательной школы». Научное мышление, как говорится, налицо. Из нашей беседы с Тамарой Петровной я делаю уверенный вывод, что ей под силу разработать современный учебник по русскому языку и литературе. Думаю, что такой учебник был бы более доступен для усвоения русского языка школьниками и, что немаловажно, хорошим пособием для русоведов. За свою деятельность в школе, Тамара Петровна поощрялась Почётными грамотами, дипломами разного уровня, а 2001 году Министерство образования и науки Российской Федерации наградило её нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Тамара Петровны выходит на пенсию, не скрывая, что школа для неё всегда будет тем магнитом, который будет притягивать её к ней на протяжении всей её жизни.

В. Семенкова

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций