ГРАЖДАНСКИЙ ПОДВИГ «САХАЛИНСКОЙ ХОДАТАИЦЫ». Мария Антоновна Кржижевская

Публикации музея 1 февраля — 28 февраля 2019

История России оставила нашему народу немало великих имён своих граждан, которыми человечество будет гордиться в веках. Среди них есть имя Марии Антоновны Кржижевской, которой в январе 2019г. исполнилось 160 лет со дня рождения. К сожалению, далеко не все тымовчане проявляют интерес к истории собственного района, а тем временем, наша Тымовская долина просто изобилует интересными историческими фактами, которые стыдно не знать, если ты родился и живёшь здесь. Наш музей хранит таких фактов много, но уверена, при помощи юных исследователей-краеведов, и просто заинтересованных историей своей малой родины, людей, интересные сведения по истории Тымовской долины будут пополнять и в дальнейшем музейные архивы и фонды.

Деятельность Марии Кржижевской интересна нам, тымовчанам, в первую очередь тем, что в 1885 году она прибыла на Сахалин добровольно в селение Рыковское (ныне с. Кировское), и работала там вплоть до своей кончины. В своё время она закончила училище при Санкт-Петербургской Калининской больнице, получив звание повивальной бабки. Первое её замужество оказалось весьма неудачным, и, отказавшись от наследства, она приняла решение уехать на Сахалинскую каторгу, чтобы оказывать посильную медицинскую помощь сахалинскому населению. Даже одно принятие этого неоднозначного решения молодой женщины, заставляет задуматься о масштабах её личности, ведь на тот момент ей едва минуло 30 лет. Наши экскурсанты всегда останавливаются возле её портрета. С фотографии смотрит умное приятное лицо молодой женщины, её взгляд направлен как бы вовнутрь себя. Почему она приняла такое необычное решение? Что это, осознанный акт милосердия к людям, или попытка убежать от самой себя, шаг отчаяния? История оставляет нам лишь строить догадки об этом. Согласитесь, редко, кто из нас способен лишить себя собственного благополучия и отправится неведомо куда на край света, и совершенно не представлять себе, что его ждёт на избранном им пути. А ведь Сахалин считался тогда островом скорби и печали, островом каторги. Поселившись по приезду в с. Рыковское, Мария стала работать в аптеке и лазарете в должности фельдшера. Кроме своей медицинской деятельности помогала становлению Рыковской метеостанции, на которой в последствии трудился Б.Пилсудский, в будущем этнограф мирового значения Она была участницей Императорского Православного Палестинского общества, созданного в России в 1882 году, как научная международная гуманитарная организация для сотрудничества с народами Ближнего Востока.

В музее хранится фотография Рыковской церкви Казанской Божьей Матери, в становлении которой Мария принимала активное участие. Церковь Казанской Божьей Матери была одним из самых красивейших творений рук человеческих. Посвятив себя служению на благо сахалинского населения, Мария бескорыстно помогала всем страждущим, кто нуждался в её помощи и заступничестве, независимо от того, был ли это поселенц или каторжанин. Ничего не делая на показ, и даже скрывая свою благотворительность, она заслужила народное звание от сахалинцев «сахалинская ходатаица». В своих дневниках и письмах о ней писал И.П. Ювачёв (литературный псевдоним Миролюбов), который был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам. Собственно из политически неблагонадёжных граждан, да административного аппарата и состояла сахалинская интеллигенция, которая привлекалась к работам связанным с образованием и культурной деятельностью. И, конечно, Мария Кржижевская была частью этой культурной прослойки сахалинского сообщества. Вот, что пишет о ней И.П. Ювачёв в своей книге «Восемь лет на Сахалине»:

«Казалось бы, Мария Антоновна очень занята приготовлением и отпусканием лекарств. Она быстро расхаживает от одного шкафа к другому , быстро пишет красивым и твёрдым почерком сигнатурки, но уши её настороже среди баб. Но не для праздного любопытства она внимательно прислушивается к их говору. Сегодня или завтра "сахалинская ходатаица" будет просить начальника округа, чтобы он от Катерины принял в казну на мясо пораненную корову, а Марье дал бы рабочего в помощь её мужу и т.п. Всё это делается секретно, так что бедные Катерины и Марьи и не знают, отчего вдруг так добр оказался к ним начальник». Надо сказать, что И. Ювачёв полюбил Марию Антоновну, распознав в ней необычайно доброго и интеллигентного человека. К тому же, судя по фотографии, она отнюдь не была дурнушкой: правильные черты лица, большие, наполненные добрым светом, глаза, всегда опрятно одетая, с гладкой аккуратной причёской тяжёлых волос. В одном из своих дневников Ювачев признался: «Мне кажется, я люблю ее и любил искренно, даже страстно».

В нашем музее хранится двухтомник дневников И.П. Ювачёва, где он пишет свои воспоминания о жизни и деятельности М.А. Кржижевской. А в ближайшее время, как мне стало известно, должно выйти в свет объёмное десятитомное издание дневников И.П. Ювачёва. Сам И.П. Ювачёв человек с неординарной судьбой. Попав на каторгу, как «народоволец», он в последствии пересмотрел свои политические взгляды, в дальнейшем много времени посвятив, литературной деятельности, ведению подробных дневников, которые собственно стали источником исторического исследования каторжанского периода на Сахалине. Его многочисленные дневники хранятся в архиве г. Твери.

Николай Кавин, руководитель отдела художественного и детского вещания радио Санкт-Петербурга, заинтересовался дневниками Ювачёва, и, найдя спонсора, подготовил дневники к изданию. Конечно, мы, тымовские музейщики, с нетерпением ожидаем издания дневников И.П. Ювачёва, так как восемь лет, которые он провёл на сахалинской каторге, в поселении Рыковское, естественно нашли своё отражение в этих дневниках. Очевидно, там мы найдём и неизвестные доселе страницы о жизни и деятельности М.А. Кржижевской, и тогда более полно можем рассказать о ней своим посетителям на экскурсии.

Мария Кржижевская умерла в 1892 году от чахотки и похоронена на кладбище с. Рыковское (ныне с. Кировское). её могила сохранилась. В своё время нашим музеем, по инициативе Симоновой Антонины Викторовны, методом народной стройки, был учреждён небольшой мемориал на кладбище с. Кировское, посвящённый историческим захоронениям. Однако, никто из кировчан особо не следит за этим мемориалом и там даже, по словам главы Кировской администрации, идут захоронения, чего ни в коем случае допускать было нельзя. Такое отношение к нашей истории, мягко говоря, недопустимо. Тем более, что в с. Кировское решено построить музей-амбулаторию.

Однако вернёмся к личности М.А. Кржижевской. В той же книге «Восемь лет на Сахалине» И.П. Ювачёв писал: «М. А. Кржижевская известна была на Сахалине как удивительно добрая женщина, отдававшая весь свой заработок бедным ссыльным. Вся жизнь ее была сплошная жертва для ближнего. … Здесь ее деятельность была изумительна. Кроме ежедневных работ в аптеке и в лазарете в качестве фельдшерицы, она как акушерка неустанно ходила из одного угла селения в другой по роженицам. К своим обязанностям она относилась свято, как солдат на войне. Ее ничто не могло остановить, если она знала, что люди нуждаются в ее помощи. Там, где осенью и весною во время разлива реки не может пройти телега, она идет вброд по воде. Когда страшные бураны буквально засыпают снегом, она с большими усилиями ползет по сугробам; вся перемерзнет, измучится, но не отступит от намеченной цели. Конечно, это даром не могло пройти, и на другой год по приезде на Сахалин она сильно простудилась и заболела чахоткою» и в тех воспоминаниях: «Отдавая так много внимания, времени и своих заработанных денег другим, эта удивительная труженица мало занималась собой. Ее скромные костюмы обличали свою ветхость зачиненными прорехами. В небольшой квартире стояла простая некрашеная мебель. Она имела обед, по выражению подруги, хуже, чем у каторжных… Наше знакомство началось уже в то время, когда у нее обнаружились явные признаки чахотки, - рассказывает П. И. Ювачев в своей книге, - Бледная, с впалыми щеками, с горящими темными глазами, она постоянно покашливала. Военный врач Тымовской команды давно сосчитал ей минуты, но она все еще крепилась и, пересиливая свое недомогание, продолжала работать с прежней энергией».

Так продолжалось 4,5 года. В последнее время Мария Антоновна, несмотря на мучащий ее кашель, водянку и язвы на ногах, продолжала аккуратно ходить на работу в аптеку и больницу. Однажды утром она пришла к своим больным, но вдруг почувствовала острую боль в груди и со стоном опустилась на стул… Через три дня непрерывного страдания, в июне 1892 г., ее не стало.

А вот, что пишет он по поводу похорон М.А. Кржижевской: «Похороны этой исключительной женщины на Сахалине собрали все село Рыковское. Каждый считал себя счастливым оказать покойной то или иное внимание. От начальника до последнего каторжника – все понимали, что Тымовский округ лишился самого дорогого человека, служившего не из-за денег, и не ради каких-либо личных выгод для себя, а единственно ради простой идеи – помочь несчастным. Когда опустили гроб в землю, толпа женщин навзрыд заплакала, вспоминая все доброе, которое она им оказала. Тут только развязались языки, замкнутые при жизни Марии Антоновны ее смирением: все они наперебой спешили поведать публике удивительные примеры самоотверженной любви к ним покойницы… Как бы в дополнение деятельности Марии Антоновны на Сахалине оставшееся после нее небольшое имущество все было роздано бедным… Величая покойницу своей матерью, некоторые простодушные люди чуть ли не боготворили ее, как святую».

В книге А.П. Чехова «Остров Сахалин тоже упоминается Мария Кржижевская. Поездку Антона Павловича на Сахалин называют гражданским подвигом. И это абсолютно правильно. Русский писатель много сделал для того, чтобы сахалинская каторга осталась вечным памятником в истории России. Антон Павлович, отправляясь на Сахалин, уже знал, что болеет неизлечимой болезнью, чахоткой, т.е. туберкулёзом лёгких, знал, что времени для жизни ему отведено не так уж и много, тем не менее, принимает решение ехать на далёкий каторжанский остров, и венчает эту свою поездку книгой «Остров Сахалин», своеобразным историческим исследованием. Книгу, конечно, можно считать документальной. И всё же А.П. Чехов был писателем, человеком творческим, с очень тонкой душевной организацией, поэтому эту же книгу мы рассматриваем и, как художественное произведение. Что же касается дневников Ювачёва и его книги «Восемь лет на Сахалине», то они в полной мере могут претендовать на подлинную документальность.

Марии Антоновне недолго пришлось работать на Сахалине во благо простых смертных, Тяжелейшие условия сахалинской каторги ни разу не пробудили у неё желание покинуть остров. Каждой минутой служения людям, она доказывала, что милосердие выше правосудия. Ее смерть стала общим горем для жителей Сахалина но её жизнь, её служение добру и милосердию, с полным основанием можно тоже назвать гражданским подвигом.

В. Семенкова

Заведующая научно-просветительным отделом музея

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций