Гора Лопатина

Публикации музея 19 сентября — 19 октября 2018

Восхождение на гору Лопатина

В средней части Восточного Сахалина, окаймлённые с запада Тымь-Поронайской низменностью расположены самые древние и самые высокие на острове Восточно-Сахалинские горы. Они протянулись на 280 километров с севера на юг и состоят из нескольких кулисообразных хребтов, самым величественным из которых является Набильский хребет, в пределах которого сосредоточены самые высокие горы Сахалина – Балаган – 1471 м, Водораздельная – 1428 м, Граничная – 1511 м, Громова – 1427 м и гора Лопатина – 1609 м.

Гора Лопатина (1609 м) – является высочайшей вершиной Сахалина. Расположена в центре Набильского хребта, по ней проходит граница между территориями муниципальных образований « Тымовский городской округ» и «Ногликский городской округ» Сахалинской области. Гора и её окрестности сложены древнейшими геологическими образованиями Сахалина – кварцитами и сланцами триас-верхнемелового возраста. Вокруг горы в глубоких распадках расположены 18 снежников, большинство из которых не успевают растаять за короткое сахалинское лето, поэтому летом здесь всегда можно наблюдать снег и прокатиться по крутому склону на лыжах и не только... В 1990-е годы вблизи южного склона горы, в районе Чамгинского перевала, в летнее время работал лагерь сахалинских горнолыжников.

Гора носит имя путешественника, исследователя Сахалина, Дальнего Востока и Сибири, геолога, географа, археолога, горного инженера Иннокентия Александровича Лопатина (1839-1909), беспримерная героическая экспедиция которого по Сахалину в 1867-1868 гг. внесла большой вклад в изучение тогда ещё совершенно не исследованного острова. И.А.Лопатин открыл на острове месторождения каменного угля и железной руды, доказал промышленное значение каменноугольных месторождений острова, сделал первые археологические открытия и подготовил первый свод археологических памятников Дальнего Востока.

Впервые эту вершину посетила экспедиция Геологического Комитета 1908-1910 гг. под руководством выдающихся российских геологов Петра Игнатьевича Полевого (1873-1938) и Николая Николаевича Тихоновича (1872-1952) в 1909 году и по их рекомендации в 1910 году Императорское Русское Географическое общество присвоило ей имя И.А.Лопатина.

Набильский хребет и окрестности горы Лопатина входят в зону лиственничной и елово-пихтовой тайги, но высотная зональность растительности, которая наблюдается на наиболее высоких вершинах, включая гору Лопатина, обусловила наличие вблизи горных вершин пояса густых зарослей кедрового стланика и редколесья из искривлённых стволов каменной берёзы (берёзы Эрмана). Непосредственно на вершине господствуют гольцы и редкая растительность альпийских лугов или горных тундр, состоящая из трав, цветов, лишайников и полукустарников - брусники, арктоуса, скиммии, шикши (водяники), багульников и редких рододендронов. На вершине горы Лопатина произрастают редкие виды растений – эндемиков Сахалина, в частности Миякея цельнолистная (Miyakea integrifolia Miyabe & Tatew.), открытая японскими ботаниками Кинго Миябе и Мисао Татеваки в 1935 году, а также купальница (жарки), сон-трава, калужницы и многие другие. Многие из этих растений являются съедобными или лекарственными, с другими связаны интересные легенды. Например, купальницу (жарки) в Сибири называют цветком троллей, потому что, согласно легенде, лесные карлики варят своё волшебное зелье жизни в этих цветах.

Через гору Лопатина из верховьев реки Тымь в долину реки Чамгу в прошлом проходил санный путь, по которому нивхи на собачьих упряжках зимой путешествовали из Тымовской долины на Охотское побережье Сахалина. Неподалёку от перевала из долины Тыми на Чамгу, на юго-восточном склоне горы Лопатина есть небольшое горное озеро с кристально чистой водой. Нивхская легенда гласит, что двое нивхов в пути остановились на берегу озера и утопили в озере золотой самородок. Существует и орокская легенда о горе Лопатина, записанная сказительницей и хранителем языка и культуры своего народа Еленой Алексеевной Бибиковой.

Ежегодно на гору Лопатина поднимается несколько групп туристов. Один из традиционных маршрутов следования – подъём по реке Пиленге, которая несколькими ручьями берет своё начало с западных склонов горы Лопатина. Именно этим путём чаще всего водит туристов самый легендарный восходитель на «крышу Сахалина» Александр Иванович Белоглазов. Он родился в пгт. Тымовское 7 мая 1956 года, после окончания Тымовской средней школы №1 продолжил образование в Амурском техникуме физической культуры в городе Благовещенске, тренировал юных спортсменов в Тымовской спортивной школе, работал учителем в школе села Восход, электромонтёром в Центральных электрических сетях, охранником в «Аксбанке» и в ЗАО «Петросах», в МБДОУ №54 г.Южно-Сахалинска. Но где бы он ни работал, и чем бы не занимался, каждый год очередные группы восходителей под его руководством штурмуют высочайшую вершину Сахалина и каждый из восходителей получает прекрасную возможность лично соприкоснуться с удивительным миром Восточно-Сахалинских гор и испытать две бесконечности – Вселенную и самого себя… Благодаря Александру Белоглазову более тысячи человек побывало на вершине «крыши Сахалина», а сам А.И.Белоглазов покорил высочайшую вершину Сахалина … 67 раз. Если бы существовали книги рекордов Тымовского района, Сахалина и России, то имя Александра Ивановича Белоглазова достойно того, чтобы занять место в каждой из этих книг.

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной…» - эти слова из знаменитой песни Владимира Высоцкого с полным правом можно отнести и к горе Лопатина. Далеко не каждому она открывает все свои красоты. Это следует и из записей, оставленных в тетради и на стенах избушки, расположенной на пути к вершине: «Два дня ищем гору Лопатина. Люди, где она?!», «Был более десяти раз. Больше туда ни ногой! Пусть медведи и Белоглазов туда ходят!»…

Мне довелось побывать на высочайшей вершине Сахалина лишь дважды, но каждый раз – с разных сторон. Первое восхождение было совершено «на заре туманной юности», в далёком 1985. В тот год с группой школьников – членов краеведческого клуба «Абориген», в которую входили Олег Гульбис, Сергей Линенко, Михаил Климов и Дмитрий Горбунов мы целое лето путешествовали по горам и долинам Восточно-Сахалинских гор, пройдя путь от Поронайска до Ногликов. Это было незабываемое путешествие, кульминацией которого явилось восхождение на гору Лопатина. Путь к вершине мы начинали с устья реки Чамгу. Несколько дней штурмовали пороги и перекаты этой дикой и бурной реки, шагая по колено в воде или по медвежьим тропам на берегу. Было и так, что огромный мишка шёл следом за двумя из наших ребят, находящихся на противоположном берегу. Они его не замечали, а мы не могли докричаться до них и предупредить об опасности – шум бурной реки заглушал наши голоса… Дождь и туман несколько дней не позволял увидеть заветную цель маршрута – гору Лопатина. В конечном итоге мы поднялись на плато в непосредственной близости от горы, но впереди выросла сплошная стена густого непролазного кедрового стланика, а густой туман скрывал не только гору Лопатина и другие горы, но и самые ближайшие окрестности. У нас кончились продукты и несколько дней мы питались лишь грибами – маслятами и сыроежками, которые в изобилии росли среди зарослей кедрового стланика. Два дня мы сидели на плато и ждали, когда развеется туман, чтобы увидеть заветную вершину. Наконец, на третий день туман развеялся и впереди на западе вырос огромный купол вершины горы Лопатина. Пробираясь сквозь кедровые стланики, мы вышли на южный гребень вершины, где на небольшом плато обнаружили озеро с кристально чистой водой, позволяющей увидеть каждый камешек на его дне. Затем по южному гребню мы достаточно быстро поднялись на вершину. На площадке у вершины тогда стоял домик автоматической метеостанции, а около знака триангуляции был водружён бюст Владимира Ильича Ленина. На востоке, вся в солнечных бликах, была видна полоска Охотского моря. Стоял солнечный, тёплый августовский день. Но самым удивительным было то, что огромное количество (десятки тысяч) разноцветных – зелёных, коричневых, серых, жёлтых, чёрных и даже красных кузнечиков прыгали, порхали, звенели и шуршали по всей вершине горы. Спустившись с вершины и перевалив через небольшой перевал, мы вышли в верховья реки Набиль, прошли до моста, построили плот, на котором совершили плавание до Набильского залива и в конечном итоге вышли в п. Ноглики.

В этом году я отправился на гору Лопатина традиционным маршрутом – по реке Пиленге. Александр Леонидович Молодых на машине доставил меня к развилке дорог, расположенной на левом берегу Пиленги, примерно в километре от первого брода. По колено в воде перехожу на противоположный берег и продолжаю путь по дороге. Дорога идёт практически до самого подножья горы, постепенно переходя в тропу. По ней можно проехать на велосипеде и многие восходители так и делают. Но меня очень радует пеший переход, он позволяет любоваться великолепными видами природы, занимаясь по пути фотосъёмкой цветов и других объектов природы, фотоохотой на птиц и бабочек. Реку приходится переходить вброд примерно 7 раз, но каждый новый брод мельче предыдущего. Идти по дороге легко и быстро. Через три часа, пройдя примерно 14 км, я подхожу к табличке, которая говорит, что до г. Лопатина остаётся 13 км, а рядом находится избушка. Она спряталась с правой стороны, на возвышенности. В избушке есть тетрадь, где восходители оставляют памятные записи. Эта тетрадь ведётся с 2009 года. Иду дальше и через 5 км встречаю хорошо оборудованную поляну с дровами, кострищем. скамейками и некоторым инвентарём. Эта стоянка губернатора Игоря Павловича Фархутдинова (1950-2003). В год своего юбилея, его доставили сюда на вертолёте, и отсюда он совершал восхождение на «крышу Сахалина». Отсюда до горы Лопатина около 8 км и дорога дальше превращается в тропу. Становится хорошо видна вершина, распадок сужается, появляется горная растительность. Вскоре начинается непосредственный подъём по распадку к вершине, встречаются остатки снежного покрова и молодая растительность, пробивающаяся на свет после растаявшего снега. Много зарослей цветущей калужницы, встречаются и довольно редкие на Сахалине яркие цветы купальницы и совсем редко кустики родиолы розовой. Развилка, сливаются два распадка. Здесь важно не уйти влево – там нет тропы, а путь круче, длиннее и по зарослям стланика. Если идти вправо, то преодолев крутой подъём, вскоре выходишь на Первое плато. Здесь площадка для ночёвки. Здесь я и ночую. Передо мной – великолепный купол горы Лопатина, контуры остроконечных вершин Набильского хребта в сиянии закатного солнца. После лёгкого ужина забираюсь в спальный мешок и, глядя на звёзды, слегка утомлённый переходом, быстро засыпаю.

Среди ночи слышу, как кто-то приветствует меня. Высовываю голову из спальника – вижу человека с фонариком, из Ноглик, зовут Юра Величко. Юра отправляется помогать друзьям - двум девушкам и ещё одному парню. А я опять проваливаюсь в сон…

Утром знакомимся и беседуем. Ребята из клуба «Штурм –Орлан» не торопятся, а я поднимаюсь на Второе плато, а затем и на саму вершину. На вершине, у знака триангуляции – две мемориальных доски – одна, посвящённая 175-летию со дня рождения И.А.Лопатина, изготовленная Тымовским музеем и установленная в 2014 году восходителями под руководством Сергея Романова и вторая – от семьи Белоглазовых, установленная в 2017 году в честь 150-летия сахалинской экспедиции И.А.Лопатина, группой под руководством А.И.Белоглазова.

Осматриваю окрестности вершины и Второе плато. Фотографирую красоты, начинаю спуск и, как в песне Владимира Высоцкого, завидую группе поднимающихся навстречу ногликцев и всем тем, кому ещё предстоит здесь побывать…

Сергей Горбунов

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций