ХУДОЖНИК, ВОПЕВАЮЩИЙ МОРЕ (К 120-летию со дня смерти И.К. Айвазовского)

Выставки 1 февраля — 29 февраля 2020

Как сказал Оскар Уайт, английский писатель, написавший знаменитый роман «Портрет Дориана Грея»: «Жизнь коротка. Искусство бесконечно». Начиная с самых древних времён человек развивался рядом с искусством, выходит искусство это жизненная необходимость человечества, и, наверное, задача его состоит в том, чтобы вызывать самые чистые нравственные чувства. Мне приходилось не раз наблюдать, что ребята, например, обучающиеся в художественной школе, никогда не позволяли себе рушить снежные скульптуры на нашей площади, украшенной к Новогодним праздникам, а дети, закончившие музыкальную школу, даже не став, в основной своей массе, музыкантами, имели прекрасный музыкальный вкус независимо, каким бы музыкальным жанром они не увлекались : роком, джазом, классической музыкой, популярной и т. д.. так что эстетический вкус надо воспитывать, и хорошо бы прямо с колыбели. Одно время в воздухе витало мнение, что школы эстетического направления не только должны быть бесплатными, но уроки музыки, изобразительного творчества должны стать основой воспитания и внедрены в обучающий процесс общеобразовательных школ. Возможно, когда-нибудь так и будет. Мне нравится одно рубаи Омара Хайяма, восточного философа, мудреца 11-го века:

Ад и Рай в небесах, утверждают ханжи,

Я, в себя заглянув, убедился во лжи,

Ад и Рай не круги во дворце мироздания,

Ад и Рай, это две половинки души.

В каждом из нас существует Ад и Рай, и от того чего в человеке больше, то и составляет мнение о нём. Так вот, моё глубокое убеждение, что чем человек чаще обращается к творчеству, чем больше его тянет к миру прекрасного, созданного великими нашими творцами, тем выше в нём и нравственные начала. История времени придаёт забвению многих художников, музыкантов и других творческих личностей, а в веках остаются немногие из них. Вот, собственно, их творения и считаются основой классической культуры, которые не высыпаются через сито времени, какие бы катаклизмы не происходили в мировой истории. Из века в век шагают бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова. Некрасова, Глинки. Чайковского, Циолковского и много других наших гениальных музыкантов, художников, учёных. Так в истории гениальных творцов сохраняется и имя художника Ивана Константиновича Айвазовского, известного нам художника, который воспел море во всех его ипостасях. Кажется, гениально никому так не удалось передать морскую стихию, как это удалось Айвазовскому. Несмотря на то, что Айвазовский писал и портреты, и пейзажи, в историю изобразительного творчестве он вошёл, как гениальный художник-маринист. В текущем году исполняется 120 лет со дня смерти художника, его художественные шедевры легко перешагнули в 21-век.

Иван Константинович Айвазо́вский (Ованес Айвазян; 1817—1900) — всемирно известный российский художник-маринист, коллекционер. Брат армянского историка Гавриила Айвазовского. Ованес Айвазян родился 29 июля 1817 г. в Феодосии (Крым), в семье армянского купца. Детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга; учился у М. Н. Воробьева и Ф. Таннера.

В дальнейшем, получая пенсию Академии художеств, жил в Крыму (1838-40) и Италии (1840—44), посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке.

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Высокообразованный и высоконравственный человек, он многое сделал для г. Феодосии, где родился и жил. На собственные средства открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880). Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию города. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

Сегодня в выставочном зале нашего музея открыта выставка «Айвазовский в открытках». Свою частную коллекцию открыток с изображением художественных полотен Айвазовского, любезно предоставил нам житель Санкт Петербурга, Сергей Щавинский. Коллекция принадлежала его отцу, Щавинскому Борису Николаевичу. Самого Бориса Николаевича, к сожалению, уже нет в живых, но известный в своих кругах, как коллекционер филокартист, за всю свою жизнь собрал огромную коллекцию открыток с изображением художественных полотен русских и советских художников. Конечно, открытки не передают, к сожалению, мощь Айвазовского, как художника. Мне посчастливилось несколько раз побывать в картинной галерее им. И.К. Айвазовского в городе Феодосии. Первая моя встреча состоялась с его знаменитой картиной «Девятый вал». Впечатление осталось на всю жизнь. Картина была расположена сразу же при входе в галерею, и было очень острое ощущение, что морской вал, огромнейшая волна накрывает тебя с головой, это было потрясением. Наверное, в передаче подобных натуральных ощущений и состоит гениальность художника, который может так написать картину, что из картины она вдруг превращается в реальность. Находясь на отдыхе в Крыму, я всегда спешу в картинную галерею, так как сама морская аура, исходящая из художественных полотен заставляет пережить незабываемые чувства. Действительно, на своём опыте посещения различных картинных музеев и галерей, я смогла неоднократно убедиться, в том, что на душе становится светлее, чувствуешь себя в окружающем мире более комфортно, уходит из души негатив, который заполняет её в результате стрессов, и обязательной жизненной суеты. Возможно, такие ощущения и есть проявления того Рая, о котором писал Хайям? Не все имеют возможность ознакомиться с реальными полотнами именитого художника, но наша выставка «Айвазовский в открытках» всё же передаёт весь тот спектр ощущений окружающего мира, которыми был так богат Айвазовский. Когда мы смотрим на мир глазами художника, то честное слово, он обогащает нашу душу.

Айвазовский редко изменял любимой теме — водной стихии. Перед ее лицом человек обычно бессилен, и поэтому люди на картинах художника, как правило, гибнут. И только Пушкину в своих картинах Айвазовский позволял признавать могущество человека над стихией.

Великий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. На нашей выставке, например, представлена его картина «Хождение по водам», где Иисус Христос предстаёт перед нами стоящим на воде. И только Пушкин, появляясь из раза в раз в работах Айвазовского, общается с безудержным морем как равный, только за ним художник признает подобное могущество. По-моему его картина в соавторстве с Репиным (кстати, единственная, написанная в соавторстве), как раз и передаёт в полной мере это могучее равенство. Даже, созданную им галерею, Айвазовский, украсил скульптурными бюстами поэта. Существует целая серия картин, посвящённая великому поэтому, современнику художника.

Айвазовский довольно многоплановый художник, писал портреты, пейзажи. О бесспорном таланте Айвазовского говорит и то, что в 20-летнем возрасте его выпустили из учебного заведения на два года раньше, чем полагалось по учебному графику. Преподаватели решили, что более Академия художеств Северной столицы ему дать не может.

География хранения художественной коллекции Айвазовского очень обширна. Картины его практически существуют во многих музеях не только бывшего Советского Союза, но и в дальнем зарубежье: Америке. Англии, Турции.

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, . Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил своё наследие. прошло 120 лет со дня его смерти, но и сегодня наследие Айвазовского составляет предмет гордости жителей г. Феодосии. Каждый, кто хоть раз побывал в его В нашем музее выставка продлиться до середины февраля, каждый желающий может ознакомиться с частью наследия художника. И хотя открытки не передают той настоящей ауры, которая идёт от настоящих живописных полотен, посмотреть стоит, хотя бы для того, чтобы прикоснуться

Заведующая научно-просветительной

Отделом музея В. Семенкова

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций