Из истории Тымовского краеведческого музея к 25-летию со дня возрождения

Публикации музея 10 июня — 30 июня 2019

В текущем году нашему музею со дня его возрождения исполнилось 25 лет. Событие прошло незаметно, праздник решили устроить, когда музей переселится в более благоприятные условия своего существования. 25 лет он расположен в цокольном этаже здания детской школы искусств. И всё бы ничего, да за 25 лет своего бытия музей превратился в один из самых крупных муниципальных музеев в области по количеству фондов. Практически сегодня музею не хватает ни выставочно-экспозиционных площадей, ни количества сотрудников, для того, чтобы он развивался дальше, полнее бы использовал имеющиеся ресурсы.

Однако, обратимся к истории развития музейного дела в Тымовском районе.

1979 год, тымовчане готовятся к 100-летию своего посёлка. Праздник ожидается таким же грандиозным, как дата основания п. Тымовское. Очевидно, как это было принято в социалистическую эпоху, райком КПСС даёт задание тогдашнему исполкому районного Совета народных депутатов, продумать сценарий праздника, чтобы он выходил из рамок традиционных мероприятий, мол, дата-то серьёзная, 100 лет как-никак.

Творческих способностей и идей тогдашнему начальнику районного отдела культуры, Богдану Васильевичу Слющинскому, было не занимать, и он вышел с предложением о создании в Тымовском историко-краеведческого музея. Получил полное одобрение, ведь музей это престижно лицо района, к тому же район действительно богат исторически значимыми событиями, интересными людьми. Отдел культуры приступил к реализации данного плана. Было окончательно и бесповоротно решено, что к 100-литю Тымовского должно состоятся открытие музея. Вскоре появился следующий документ, копия которого сохранилась в нашем музее, цитирую: «Решение от 19.07.1979г. № 164 «О народном историко-краеведческом музее», цитирую текст: «Огромное идейно-художественное значение имеют памятники истории, музеи. Учитывая богатую историю Тымовского рай и в связи с подготовкой к празднованием 100-летиего юбилея п. Тымовское, принято решение исполкома Тымовского районного Совета народных депутатов, об открытии историко-краеведческого музея. Для этой цели выделить в оборудование специального помещения, в котором устанавливаются экспонаты, проводиться оформление залов. В целях дальнейшего улучшения организации, материального снабжения, руководства работой музея, исполком районного Совета народных депутатов решил: 1. Просить управление культуры Сахоблиспоклма о включении Тымовского историко-краеведческого музея филиалом Сахалинского областного музея и выделить соответствующие штаты и средства на содержание Тымовского историко-краеведческого музея. 2.Утвердить общественный Совет музея согласно приложения № 1.

Подписи: Председатель исполкома Тымовского районного Совета народных депутатов Ю.Ф. Выголов, Секретарь исполкома Тымовского районного Совета народных депутатов В.Е. Родин.»

Работа буквально «закипела»! Богдан Васильевич вместе с работниками культуры стали собирать артефакты у населения, объясняя населению для чего это нужно. Наш народ понял всё правильно, и активно включился в работу. Люди несли свои раритеты: старинные предметы домашней утвари, старинные денежные знаки, предметы, периода Великой Отечественной войны, и ещё многое другое. Тем временем, для музея приобрели небольшой частный дом, где сегодня располагается магазин «Ирина», и оформили в этом доме первую музейную экспозицию.

1980г, август месяц. В Тымовском проводится грандиозное по масштабам праздничное мероприятие, и, конечно фишкой это мероприятия было первое открытие Тымовского музея. В архиве музея сохранились фотографии его открытия, и первых его экспозиций. Сохранился в музее и ещё один любопытный документ, письмо директора Сахалинского областного музея В.М. Латышева, а именно ответ на письмо нашего районного отдела культуры с просьбой передать ряд экспонатов из Александровск - Сахалинского музея Тымовскому музею. В ответном письме тымовчанам было разъяснено, что такой передачи быть не может в принципе. так как нарушается инструкция по хранению и учёту музейных фондов, но копии документов могут быть изготовлены и переданы музею.

Богдан Васильевич поделился со мной недавно воспоминаниям о создании Тымовского музея, о том, как много было потрачено сил времени, и нервных затрат. У него была мечта, что музей в дальнейшем будет б пополняться экспонатами и станет центром патриотического воспитания молодёжи и детей. Надежды на музей были самые благие.

Казалось бы, что Тымовскому музею уготована долгая и счастливая жизнь. Но.… Вскоре дело приобретает совершенно другой оборот. После пышных торжеств, отгремевшего праздника, музей оказался в культурном вакууме. Ещё теплится в нём жизнь, ещё работают люди на его процветание, но финал уже предрешён. После переезда в другое помещение, довольно старое, что остались в парке после ухода оттуда военных, крыша помещения рухнула и погребла под собой все имеющиеся экспонаты. Конечно, кое-что удалось спасти, но многое было утрачено. Оставшиеся раритеты свалили в кучу под лестницу районного Дома культуры «Юбилейный».

В тот период я работала в отделе народного образования (РОНО), поэтому событий связанных с дальнейшей судьбой Тымовского музея, к сожалению, не знаю.

1993 год, февраль. По принципиальным соображения я уволилась из РОНО и, в общем-то, как говориться осталась временно не у дел. На всю жизнь наш народ запомнит лихие 90-е годы. Россию буквально трясло от государственной перестройки, начались повальные банкротства предприятий, важных отраслей промышленности, а сельское хозяйство приходило в упадок скоростными темпами, пустели и ветшали деревни. Для меня и сейчас остаётся загадкой, как мы могли всё это пережить! Я тоже готовилась уезжать из родного мне, посёлка: до пенсии было ещё далековато, а работы в Тымовске не предвиделось, к тому же мне предложили в г. Пензе, где жила моя мама, работу по специальности, в Пензенском институте усовершенствования учителей. В это время и позвонила мне начальник отдела культуры и попросила прийти. Я пришла и она предложила мне работу директора музея, сказав при этом, что, мол, надо восстановить музей, а кроме тебя это будет сделать некому, возьмёшься?

Мне предстояло уехать навсегда из моего родного Тымовска, где я родилась и где состоялась, где обрела друзей, со всем этим было расстаться не просто, что, наверное, и притормозило мой отъезд. Говорят, что ничего в человеческой судьбе случайного не бывает. Однако, даже в страшном сне я не представляла себе работу в культуре, всегда ощущала себя человеком образования, которому, к тому времени, отдала почти 25 лет своей жизни. Конечно, поверхностные представления о музеях я имела, как собственно все, кто посещал музеи, но, чтобы заниматься музейным делом, о котором я не имела ни малейшего представления, это было для меня слишком. Поэтому и ответила, начальнику отдела культуры, тогда эту должность Занимала Надежда Семёновна Горожанкина, что, мол, сначала просто посмотрю, чем мне придётся заниматься, а потом уже и решу, стоит ли устраиваться на работу. Надежда Семёновна привела меня в цокольный этаж нынешней детской школы искусств и показала мне зал, бывшее кафе райкома партии (ранее здание принадлежало райкому КПСС). Увиденное, повергло меня в шок: грязный неухоженный зал, чёрные тенёта на окнах, несколько музейных экспонатов, металлический остов стола, покрытый досками вместо столешницы, а на нём сваленные в кучу подшивки местной газеты за 60-е, 70-е годы. Увидев весь этот бедлам, я решительно отказалось от предложенной работы. Практически музей делать было не из чего. Не помню уже, какие слова нашла Надежда Семёновна, но каким-то образом ей удалось меня убедить хотя бы попробовать начать что-то делать, да ещё, очевидно, моё нежелание покидать малую родину, и привело к согласию стать директором несуществующего уже музея.

Для начала я переписала все предметы, находящиеся в музее, их оказалось всего 49, и самое главное, что они не были связаны между собой ни тематически, ни логически, поэтому не представлялось возможным выстроить хотя бы небольшую музейную экспозицию. Что было делать в такой ситуации? И я решила, пока дело не зашло далеко, всё же отказаться от этой работы. Но, видать, судьбу не обойдёшь. Обстоятельства для меня сложились так, что решила всё же попытаться воссоздать музей заново. Для начала вынесла весь музейный фонд из комнаты, побелила потолок, обмела стены от паутины, отмыла и покрасила окна, зал приобрёл вполне приличный вид. Затем решила обратиться к населению, чтобы собрать ещё хоть какие-нибудь раритеты и начать выстраивать экспозицию. Но не тут-то было! На меня обрушилась волна народного гнева. Люди вспоминали, как в своё время несли семейные раритеты в музей, как радовались, что поучаствовали в хорошем деле: «Ну, и где наши вещи, которые мы вам сдавали?!»- гневно вопрошали они меня. Я пыталась сказать, что, мол, не я сему виной, я только назначена директором, и какой с меня спрос за то, что было раньше, но слушать моих оправданий никто не хотел и ничего мне больше не дал. Тогда я пошла к новоиспечённым предпринимателям, их магазины, в период перестройки, росли как грибы. Но и там меня отчитывали, как нашкодившую школьницу, мол, мы платим налоги, вот и просите деньги у того, кто эти налоги получает. Я опять пришла к выводу, что на этом свою работу надо заканчивать.

Однако, тут судьба в очередной раз решила сыграть со мной ва-банк. Неожиданно, у меня, в музее, появился Горбунов Сергей Вячеславович, который и предложил мне свою помощь в становлении музея. Оказалось, что он участвовал в организации почти каждого муниципального музея в области, работал сотрудником Сахалинского областного музея, в общем, опыт нужной работы был налицо. Надо ли говорить, что он стал для меня той соломинкой, за которую хватается утопающий. Посмотрев на тот арсенал, которым был «богат» музей, он покачал головой и полностью со мной согласился, что музей создавать из того, что было, невозможно. «Однако,- сказал он, не бывает безвыходного положения, кое-что купим, кое-что принесу из своих запасов, и музейную экспозицию сделаем». Так началась наша совместная работа.

Но, прежде, чем создать экспозицию, нужно было создать подобие музейного интерьера, в отведённом для это зале. За помощью я обратилась к Сергею Первухину, руководителю туристического кружка Я знала, что Сергей неплохо рисует, и, что создал в одной из комнат Дома пионеров небольшую музейную экспозицию. Благодарение Богу, мне всю жизнь везёт на встречи с интересными, и, можно сказать, просто уникальными людьми. Серёжа пришёл в мою музейную комнату, и дня через три принёс мне эскиз оформления музейного интерьера. Наконец, для меня наступила ясность, какой материал надо приобрести, и в каком количестве. Понадобился брус разных размеров, бортовка, стекло и ДВП. Наученная горьким опытом общения с местными предпринимателями, я отправилась за пиломатериалом к Зубареву Владимиру Анатольевичу, при беседе с которым поспешила заверить его, что оплату, конечно же, гарантирую. И вдруг услышала: «Это для музея, денег не возьму». Он так же бескорыстно помог музею и во второй раз, когда мы делали реэкспозицию в 2007г. Я всегда его буду помнить с благодарностью, и хочу, чтобы наши тымовчане знали, не скудеет земля русская хорошими людьми.

Музейный интерьер из приобретённого материала создавал профессиональный художник Владимир Трофимович Адаменко. Он внёс свои коррективы в эскиз оформления, и работа закипела. До сих пор, мне кажется шедевром та, самая первая моя экспозиция: очень лаконичная, строгая с пристеночными витринами. Тем временем, пока Владимир Адаменко работал над интерьером музейной площади, мы с Сергеем Вячеславовичем времени даром не теряли. Музей можно было открыть для посетителей только при наличии не менее 500-т единиц хранения, а было всего 49. Мы закупили таксидермию животных и птиц, я принесла из дома все хранящиеся в нашей семье раритеты, но львиную долю музейных предметов насобирал сам, Сергей Вячеславович в своих полевых экспедициях. К окончанию оформления музейного помещения, мы всё-таки набрали нужных 500 единиц хранения.

1994 год, 25 февраля. В этот день музей вновь открыл двери для своих посетителей, открыл, чтобы больше не закрывать их никогда. Сергею Вячеславовичу пришлось буквально жить в музее, оформляя экспозицию до глубокой ночи. А я училась музейному мастерству, брала консультации у музейщиков Сахалинского областного краеведческого музея. Музейное дело оказалось очень непростым. Я пишу эти строки и вспоминаю, как трудно рождался мой первый музей. До конца своей жизни я буду благодарна Горбунову Сергею, Владимиру Адаменко, Владимиру Зубареву, Сергею Первухину, музейщикам Сахалинского областного краеведческого музея, а именно главному хранителю фондов, Кире Яковлевне Черпаковой, Бесценны для меня были консультации Гета Константина Ивановича, поддержка Заколодяжного Петра Ивановича, и, конечно, тогдашнего начальника районного отдела культуры, Надежды Семёновны Горожанкиной. Она не регламентировала мою деятельность, не старалась давать мне ничего не значащих начальственных указаний, как это часто бывает по формуле «Я - начальник, ты –дурак», а помогала, поддерживала, чем могла.

В своей прежней профессии я не испытывала никаких трудностей, а в новой моей деятельности всё было в первый раз, всё было в новинку: от составления экскурсий до ведения обязательной музейной документации и правильного хранения музейных предметов. Конечно, ошибок было много, непривычная мне сфера деятельности постигалась упорным трудом.

Запущенный механизм музейного дела работал, как двигатель постоянного действия: прибавлялись фонды, а следом появлялись чисто музейные понятия: обработка, ведение Главной книги поступлений. шифрование предметов, их учёт и т.д. и т.п. Одной уже справляться было невозможно, поэтому постепенно музей обрастал кадрами. Надо ли говорить, что профессиональных музейных работников среди них не было, все учились в процессе работы.

2007 год. 13 лет музей простоял в первом своём воплощении. Но вечного ничего не бывает, пришло время музейной реэкспозиции, и это было уже не страшно, у меня появились друзья, на которых можно было рассчитывать, люди перестали отворачиваться от музея, а проявляли всё больший к нему интерес. Поверив, что музей это уже навсегда, стали приносить свои раритеты. Новая реэкспозиция должна была быть более насыщенной исторической и краеведческой информацией, к тому же она должна была быть более привлекательной, а, значит, и более современной. И здесь на помощь пришли супруги Климовы, их ученик Юрий Гомонов. Владимир Иванович буквально погрузил себя в нашу реэкспозицию. До сих пор для меня остаётся загадкой, как его на всё хватало. Он сам лично подбирал колер для покраски стен, придумывал детали интерьера, да и каждый из музейщиков приложил массу уже физических усилий, чтобы открыть новую экспозицию для посетителей к 60-летию образования Сахалинской области, и нам это удалось.

Сегодня музею необходим серьёзный косметический ремонт, появилась необходимость и в новой реэкспозиции. Но все планы сбило решение наших властей в обязательном порядке переселить музей в новое здание. Конечно, мы были рады такому решению, так как почти 26 лет жить в полуподвальном помещении тяжело не только для наших фондов, но и для людей. Правда, переезд затягивается по объективным причинам, и мы готовы ждать сколько надо, лишь новое помещение соответствовало всем музейным требованиям, иначе мы не будем иметь права туда войти, так как фонды у нас федерального значения.

А у Тымовского музея теперь два Дня рождения: один насчитывается со дня его основания. а другой – сегодня с его возрождения.

К своему 25-летию мы подошли со значимыми результатами нашей музейной деятельности. За проше6дие годы мы стали участниками трёх международных краеведческих конференций, где выступали со своими докладами. Наш музей стал настоящей научной лабораторией для учёных России и Японии, в гостях у нас были учёные из Франции, Польши. На сегодняшний день только у Сергея Вячеславовича, старшего научного сотрудника, более 120 научных публикаций в областных, российских и зарубежных изданиях и множество научно-исследовательских экспедиций по Сахалину и Амуру. Мои успехи на этом поприще гораздо скромнее, но они тоже есть, и я мечтаю о том дне, когда в музее будет работать достаточное количество научных сотрудников, чтобы мы имели время заниматься научными исследованиями. За последние 10 лет наш музей значительно омолодился кадрами. Двое сотрудников закончили Хабаровский институт культуры, двое учатся в этом же институте. Так что уже в 2017 году я смогла передать управление музеем своей молодой коллеге, Виктории Александровне Лешковой, которая заканчивает магистратуру по специальности. Наш музей почти ежегодно принимает гостей из Зарубежья: в основном, это учёные разных научных направлений. Археологи восхищаются нашими археологическим находками, этнографы фотографируют наш этнографический материал, с японскими раритетами работают учёные Японии. Есть кандидаты наук, которые защитили свои диссертации благодаря работе с нашими фондами. За 25 лет музеем проведено более 400 выставок, и почти столько же мероприятий, проведено около 1500экскурсий. Музей – живой организм, он не может не развиваться, все ресурсы коими обладает музей на сегодняшний день, мы стараемся использовать в работе.

Музей начинался с 500 единиц хранения, а сегодня в музее уже насчитывается боле 82 тысяч единиц хранения. Музеи определены Законом, как научные институты, и коллектив музея старается не уронить эту планку: проводим научные исследования в разных сферах музейной деятельности, участвуем в конференциях районного, областного уровней. При активном содействии, совершенно бескорыстно Владимир Ильич Бакула помог мне создать видеоархив музея. На протяжении последних трёх лет его жизни, мы смогли заснять видео интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, с детьми войны, создали видео портреты отличившихся на трудовом поприще тымовчан. Нет уже в живых ветеранов, а их рассказы о войне, хранятся в архивах музея, и всегда будут востребованы. Есть у нас множество творческих задумок, которые пока не можем осуществить, так как на протяжении всех 25 лет, музей работает просто в немыслимых условиях. Получаются своеобразные «ножницы» между готовностью музея создавать новые направления деятельности, и условиями его существования. Так как гости нашего района любого уровня начинают знакомство с районом именно с музея, то музей просто обязан быть гордостью тымовчан, бережно хранить каждую частичку истории района для будущих поколений. Музей это навсегда, тем более, что Тымовский музей занесён уже во Всероссийский реестр музеев России. Осталось только нам, тымовчанам, понять, что без своей исторической памяти, мы люди без имени и племени. Музеи- этот центры патриотического воспитания молодёжи. Сегодня в связи с неподходящими условиями содержания музея, возникает масса проблем, которые невозможно решить только силами коллектива. Музей работает, и будет работать, но, как нужна нам поддержка тымовчан, их понимание исторической миссии музея, У музея должно быть удобное и прочное помещение, с хорошими добротными фондохранилищами, с экспозиционными залами, и что совсем в уж важно, с хорошим, удобным для посетителей, выставочным залом. Мне бы хотелось осуществить свою давнюю мечту и запустить в действие музей одной картины, где бы наши посетители сумели научится не просто смотреть на картины, а видеть мастерство и творческую задумку художника. Знакомить с разными направлениями художественного искусства, чтобы наше население знало бы островных своих художников, музыкантов, но пока всё это остаётся неосуществимой мечтой, в время не терпит таких ожиданий, сегодня растут маленькие островитяне, не знающие свой островной культуры. Время летит со скоростью света и мы многое сегодня теряем из того, что определяет нашу нравственность, наш патриотизм, нашу гордость за свою малую родину. Появилась острая необходимость прийти всем гам, наконец. к пониманию того, что этот мир мы творим собственной деятельностью и собственной душой. Земная жизнь преходяща, поэтому, на мой взгляд, наша задача, как можно больше оставить знаний и позитива для будущих поколений. Наверное, в этом и заложен смысл нашего земного существования. Самая основная задача музеев не только сохранить историю, но и всё сделать для того, чтобы наши дети не выросли Иванами, не помнящими своего родства. Человек перестаёт быть ЧЕЛОВЕКОМ в самом главном своём значении, когда утрачивает свои родовые корни.

В. Семенкова. Зав отделом научно-просветительной работой музея.

Ближайшие события

  • Все события
Региональный каталог музейных предметов и коллекций